Новый тип главного двигателя - газотурбинные установки

с по мнению зарубежных специалистов в недалеком будущем

Современные паротурбинные установки имеют приблизительно равнозначные с дизелями технико-экономические показатели в диапазоне мощностей от 25 тыс. до 40 тыс. л. с. При мощностях свыше 40 тыс. л. с. преимущества оказываются на стороне паровых турбин.

Сравнительно новым на флоте типом главного двигателя являются газотурбинные установки. В настоящее время немногочисленные зарубежные газотурбоходы, используемые для перевозки грузов, являются по существу экспериментальными судами. Более широко газотурбинные двигатели используются на пассажирских судах на подводных крыльях и воздушной подушке. Такие установки имеют малый удельный вес и габариты, сравнительно несложную конструкцию. По сравнению с паровыми турбинами здесь не возникает проблем с питательной водой и с конденсаторами, по сравнению с дизелями — почти нет износа трущихся деталей. Сдерживающим фактором для широкого использования газотурбинных установок на морских судах является большой расход топлива и высокая его стоимость. Их к. п. д. в настоящее время не превышает 22—23%. Предполагается, что создание долговечных материалов для лопаток газовых турбин, способных выдержать температуры до 1000° С, или применение охлаждения лопаток позволит повысить к. п. д. до 30—32%, а при использовании «чистых» топлив (например, сжиженных газов) — до 40%.

Решение технико-экономических проблем, связанных не только с созданием жаропрочных материалов, но и с повышением долговечности, снижением удельного расхода топлива и т. д., видимо приведет в перспективе к созданию морских газовых турбин мощностью до 60 тыс. л. с.

В диапазоне мощностей 60 тыс. — 150 тыс. л. с., по мнению зарубежных специалистов, в недалеком будущем конкурентоспособными могут оказаться атомные энергетические установки. В настоящее время стоимость судовой атомной установки мощностью 70 тыс. л. с. приблизительно в два раза дороже, чем судового дизеля. Однако удельная стоимость ядерного горючего уже сейчас близка к стоимости обычного жидкого топлива.

 

В торговом флоте успешно эксплуатируется грузовой газотурбоход «Парижская Коммуна».