Мощности судовых дизелей непрерывно растут

Наибольшее распространение на морском транспорте получили дизели, из которых до недавнего времени на судах использовались лишь малооборотные (85—120 об/мин), работающие непосредственно иа гребной вал. Этот тип двигателя до сих пор остается наиболее экономичным. Удельный расход топлива здесь составляет около 150 г/л. с.-ч.

В последнее время все большее распространение получают среднеоборотные двигатели (450—600 об/мин), позволяющие при небольшом весе и габаритах значительно увеличить цилиндровую (до 5 тыс. л. с.) и агрегатную мощности. Эти дизели имеют несколько более высокий удельный расход топлива (155—160 г/л с. ч.), однако позволяют получить лучшие пропульсивные показатели, сокращают размеры машинного отделения и допускают поочередное их отключение от гребного винта, что дает возможность ремонтировать дизели на ходу.

Мощности судовых дизелей непрерывно растут. В настоящее время мощность судовых энергетических установок с малооборотными дизелями достигла 48 тыс. л. с. Вес, приходящийся на 1 л. с., снизился по сравнению с первыми дизелями в 3 раза. За этот же период примерно на 20% уменьшился расход топлива. Решение общих для дизеле-строения научно-технических проблем, связанных с повышением экономичности и рентабельности, срока службы и надежности за счет реализации более высокой степени их наддува, комплексной утилизации тепла выхлопных газов, приспособления к работе на тяжелом топливе, применения высококачественных масел и материалов и т. д., позволит обеспечить дальнейший прогресс в совершенствоьании судовых дизельных установок. По оценке ряда зарубежных специалистов, в ближайшем будущем большинство судовых установок мощностью до 30 тыс. л. с. будет дизельными. Наряду с другими типами судовых двигателей дизели с успехом смогут использоваться в диапазоне мощностей от 30 тыс. до 40 тыс. л. с. Считают, что современные дизели по мощности уже близки к предельному значению.

 

Широкое применение на морских судах получили паротурбинные энергетические установки. Они смеют значительную агрегатную мощность, однако их КПД несколько ниже, чем у дизелей. Обычно при давлении пара 40— 60 кг/см2 и температуре 450—480° С КПД составляет 25— 27%. В опытных образцах паровых турбин, где давление пара повышено до 100 кг/см2, а температура — до 520° С, достигнут КПД 32—34%. Минимальный расход топлива, полученный в лучших зарубежных судовых паротурбинных установках, равен 175—185 г/л. с. ч.

Читайте также

Системы контроля и диагностики судовых силовых установок

Навигационные ЭЦВМ часто ограничены решением следующих задач: счислением пути судна по автоматически вводимым данным от лага и гирокомпаса; вождением судна по заданной траектории, по локсодромии или ортодромии по счислению, а также его коррекцией по обсервованным координатам;

Новый тип главного двигателя - газотурбинные установки

Современные паротурбинные установки имеют приблизительно равнозначные с дизелями технико-экономические показатели в диапазоне мощностей от 25 тыс. до 40 тыс. л. с. При мощностях свыше 40 тыс. л. с. преимущества оказываются на стороне паровых турбин.

Обеззараживание воды в судовых условиях

Обеззараживание воды в судовых условиях осуществляется четырьмя основными способами: хлорированием, облучением ультрафиолетовыми лучами, обработкой ионами серебра и озонированием. Последний способ применяется в основном на речных судах.

Повышение надежности силовых установок

Надо не забывать о том, что облегченные и малогабаритные двигатели, как правило, являются быстрооборотными, расходуя на 10—15% больше топлива и смазочного масла. В итоге несколько больший вес двигателя повышенной надежности в значительной степени компенсируется весом увеличенных запасов топлива и смазочного масла.