Наибольшее распространение на морском транспорте получили дизели, из которых до недавнего времени на судах использовались лишь малооборотные (85—120 об/мин), работающие непосредственно иа гребной вал. Этот тип двигателя до сих пор остается наиболее экономичным. Удельный расход топлива здесь составляет около 150 г/л. с.-ч.
В последнее время все большее распространение получают среднеоборотные двигатели (450—600 об/мин), позволяющие при небольшом весе и габаритах значительно увеличить цилиндровую (до 5 тыс. л. с.) и агрегатную мощности. Эти дизели имеют несколько более высокий удельный расход топлива (155—160 г/л с. ч.), однако позволяют получить лучшие пропульсивные показатели, сокращают размеры машинного отделения и допускают поочередное их отключение от гребного винта, что дает возможность ремонтировать дизели на ходу.
Мощности судовых дизелей непрерывно растут. В настоящее время мощность судовых энергетических установок с малооборотными дизелями достигла 48 тыс. л. с. Вес, приходящийся на 1 л. с., снизился по сравнению с первыми дизелями в 3 раза. За этот же период примерно на 20% уменьшился расход топлива. Решение общих для дизеле-строения научно-технических проблем, связанных с повышением экономичности и рентабельности, срока службы и надежности за счет реализации более высокой степени их наддува, комплексной утилизации тепла выхлопных газов, приспособления к работе на тяжелом топливе, применения высококачественных масел и материалов и т. д., позволит обеспечить дальнейший прогресс в совершенствоьании судовых дизельных установок. По оценке ряда зарубежных специалистов, в ближайшем будущем большинство судовых установок мощностью до 30 тыс. л. с. будет дизельными. Наряду с другими типами судовых двигателей дизели с успехом смогут использоваться в диапазоне мощностей от 30 тыс. до 40 тыс. л. с. Считают, что современные дизели по мощности уже близки к предельному значению.
Широкое применение на морских судах получили паротурбинные энергетические установки. Они смеют значительную агрегатную мощность, однако их КПД несколько ниже, чем у дизелей. Обычно при давлении пара 40— 60 кг/см2 и температуре 450—480° С КПД составляет 25— 27%. В опытных образцах паровых турбин, где давление пара повышено до 100 кг/см2, а температура — до 520° С, достигнут КПД 32—34%. Минимальный расход топлива, полученный в лучших зарубежных судовых паротурбинных установках, равен 175—185 г/л. с. ч.