Уже около двух десятков судов пароходства освидетельствовано в рейсах по системе непрерывной классификации специалистами ЧЦПКБ — доверенными лицами Регистра СССР. Положительные отзывы, поступающие с судов в пароходство и в ЧЦПКБ, подтверждают необходимость, действенность и целесообразность этой системы.
Для увеличения грузооборота морского транспорта помимо интенсификации перевозочного процесса, необходимо внедрять и новые формы технического обслуживания в сочетании с другими элементами всего комплекса мероприятий, направленных на продление эксплуатационного периода судов. Проведение ревизий механизмов и устройств в рейсе, совмещаемых в их освидетельствованием по системе непрерывной классификации,— несомненно, весомый вклад в это важное дело.
В процессе эксплуатации из-за коррозии и обрастания поверхностей корпуса и гребного винта скоростные характеристики судна ухудшаются. В последние годы появилось значительное количество специальных красок на хлоркаучу-ковой и виниловой основах, существенно препятствующих обрастанию либо замедляющих его интенсивность. Их стойкость значительно выше, чем у обычных красок на лакомасляных или смоляных основах и составляет 2—2,5 года. Однако, поскольку они дороги и пароходства располагают ими в ограниченных количествах, корпуса большинства отечественных судов окрашены обычными противообрастающими красками, сохраняющими стойкость в течение 4—6 месяцев (в зависимости от районов плавания и продолжительности стоянок). Поэтому борьба с обрастанием и сегодня остается важной проблемой, требует скорейшего решения.
Так, за первую половину 1971 г. около 40 судов Черноморского пароходства из-за обрастания плавали со сниженными скоростями. При этом общая потеря ходового времени составила 176 суток. На рис. 1 представлена зависимость потерь скорости судов пароходства по состоянию на 1 июля 1971 г. от времени, прошедшего после докова-ния. Наибольшее падение скорости приходится на первые 9—15 месяцев (время интенсивного обрастания), когда оно может составить 0,15 узла в месяц. Через 2 года после докования изменения потери скорости становятся незначительными— не превышают 0,02 узла в месяц. На рис. 2 показано распределение величин потери скорости. Наибольшее число случаев приходится иа диапазон 0,9—1,3 узла, что соответствует времени интенсивного обрастания.
Существуют методы расчета оптимальных сроков докования судов. Однако в силу различных обстоятельств не всегда удается доковать суда своевременно. Подводная очистка, проводимая водолазами, также возможна только в летнее время. Поэтому целесообразно производить очистку переменного пояса и винто-рулевой группы во время стоянок силами экипажа.