Рассмотрим возможную схему комплексной автоматизации судна с единым центром управления. Она состоит из единого координирующего центра (универсальной ЭЦВМ) и следующих систем:
- пульта управления всей системой;
- датчиков навигационной информации; предупреждения столкновения судов;
- контроля и диагностики судовых энергетических установок;
- дистанционного управления судовой силовой установкой;
- стабилизации судна на заданной траектории;
- На универсальную ЭЦВМ возлагается решение следующих основных задач:
- вычисления координат места судна;
- расчета плавания по локсодромии и ортодрамии;
- комплексирования навигационных систем;
- автоматического вождения судна;
- решения задач расхождения с судами;
- составления грузового плана судна и планов погрузки и выгрузки, с учетом остойчивости и допустимых напряжений в корпусе;
- контроль за состоянием корпуса;
- эксплуатационные и экономические расчеты;
- контроль и координация работы систем местной автоматизации.
Универсальная судовая ЭЦВМ должна обладать разрядностью, достаточной для решения с необходимой точностью всех задач управления, возможностью решения задач в режиме разделения времени, иметь большой объем оперативной и постоянной памяти. Особое внимание уделяется в этих системах преобразователям исходной информации в дискретную и наоборот, а также методам отображения информации.
К системе датчиков навигационной информации относятся автономные — лаг, гирокомпас, магнитный компас, приборы времени —и неавтономные — приемоиндикаторы радионавигационных систем, систем определения места судна по навигационным искусственным спутникам земли, а также эхолот и гидролокатор.