Системы контроля и диагностики судовых силовых установок

Навигационные ЭЦВМ часто ограничены решением следующих задач: счислением пути судна по автоматически вводимым данным от лага и гирокомпаса; вождением судна по заданной траектории, по локсодромии или ортодромии по счислению, а также его коррекцией по обсервованным координатам;

вычислением координат места судна и элементов его суммарного вектора сноса по различным измеренным навигационным параметрам с ручным вводом их с пульта;

определением места судна по радионавигационным системам с автоматическим вводом данных;

определением элементов движения встречного судна по данным радиолокационной станции и расчетом рекомендуемых маневров для предупреждения столкновений с ним.

Эти навигационные ЭЦВМ являются узкоспециализированными, поэтому они не являются перспективными. Однако их применение позволяет значительно облегчить труд судоводителя и снизить аварийность.

Системы контроля и диагностики судовых силовых установок включают в себя устройства различного функционального назначения: датчики температуры и давления, цифровые вычислительные машины и устройства печати, сигнализации и отображения информации.

Наибольшее распространение получили информационно-контролирующие системы с использованием машин автоматизированного цифрового контроля (МАЦК). Так, например, только Норвежское классификационное общество по состоянию на 1 января более 200 судам, оборудованным этими системами, присвоило класс судов с безвахтен-ным обслуживанием машинного отделения.

Примером подобной системы может быть информационно-контролирующая. В ее состав входят: датчики, коммутатор точек измерения, схемы нормализации, аналого-цифровой преобразователь, блок сравнения, запоминающее устройство констант, накопитель помех, устройство управления, устройство регистрации помех.

 

Датчики предназначаются для непосредственного измерения контролируемых параметров, каждый из которых имеет свой кодовый номер. Коммутатор точек измерения осуществляет по жесткой программе последовательное подключение исходных датчиков. Существует две жесткие программы контроля для режимов «море» и «берег». Схема нормализации преобразует измеренное значение сигнала для ввода в аналого-цифровой преобразователь, который превращает сигнал в двоичный код. В блоке сравнения производится сопоставление измеренного значения параметра с заданными предельными значениями, выбираемыми из запоминающего устройства констант. Обычно используются две схемы для одновременного сравнения с максимальными и минимальными предельными значениями, которые устанавливаются по опытному рейсу. В случае выхода измеренного параметра за предельные значения, сигнал помехи поступает на накопитель помех, который в свою очередь запускает устройство регистрации помех и сигнализацию. Основной цикл периодически дополняется подключением устройства регистрации основных параметров на печать и индикацию.

Читайте также

Программное устройство запускает топливный насос

При наличии давления воздуха в коробе котла на логическую схему И2 подается сигнал через задержку, назначение которой будет описано ниже. Схема Иг запускает программное устройство в том случае, если на нее поданы также сигналы об отсутствии запрета запуска и об отсутствии факела в котле (ФК).

Ввод исходной информации в вычислитель

Автономные и неавтономные датчики навигационной информации совместно с универсальной ЭЦВМ обеспечивают автоматическое определение координат места судна и могут рассматриваться, как самостоятельная система.