Высказанные нами соображения не претендуют на исчерпывающую полноту. Однако необходимость создания советской проформы указанного буксировочного контракта назрела. Ясно, что для этого нужны коллективные усилия юристов, судоводителей и эксплуатационников, связанных с производством дальних морских буксировок в заграничном сообщении и между иностранными портами.
Аварийное или бедствующее судно? Путаница в терминологии при разрешении вопросов, связанных с правовыми взаимоотношениями, может привести к неправильному пониманию сторонами своих прав и обязанностей, неверным юридическим оценкам тех или иных событий и фактов.
Одним из неточных терминов, укоренившихся и в литературе, и в нормативных актах, относящихся к спасанию на море, — является выражение «аварийное судно». Оно зачастую употребляется вместо понятия «бедствующее судно». Так, например, в инструкции о несении аварийно-спасательной службы на морском бассейне 1965 г. указано, что одним из основных видов спасательных работ является поиск «аварийного судна», что заключение договора о спасении формы МАК обязательно, «когда аварийное судно или находящийся на нем груз и судно-спасатель принадлежат различным ведомствам» и т. д. Между тем понятия «аварийное судно» и «бедствующее судно» не идентичны. Помощь спасателей всегда необходима только бедствующему судну (т. е. такому судну, которому угрожает реальная опасность гибели или получения значительных повреждений и которое эту опасность не может ликвидировать своими силами, а если может, то с чрезвычайными затратами). В то же время не всякому аварийному судну необходима помощь спасателей. Так, если по причине неисправности рефрижераторной установки судно-рефрижератор следует считать аварийным судном, это вовсе не значит, что оно терпит бедствие. Иначе говоря, всякое бедствующее судно является аварийным судном, но не всякое аварийное есть бедствующее. Первое понятие шире, чем второе.
Заслуженной славой пользуется в Азовском пароходстве экипаж теплохода «Красноармейск». Всего четвертый год плавает это судно после постройки. Но здесь уже сложился мреджмм, дружный коллектив. В свое время моряки «Красноармейска» призвали всех работников пароходства встать на трудовую вахту за звание ударников ленинского юбилейного года и сами были правофланговыми в этом соревновании. Экипаж судна в первом году новой пятилетки досрочно выполнил годовое задание.