
Что с того, что видится ему, когда звучит эта мелодия, не безымянная, разбитая взрывами высота, а обледенелые скалы в свинцово-черном море и всполохи северного сияния в бескрайнем, скованном стужей небе.
Они — моряки с «Декабриста» — тоже стояли насмерть. До конца. До последнего вздоха...
Я верю, что когда-нибудь к острову Надежды подойдет корабль. И сойдут на скованную морозом землю люди. И встанет над ледяным простором обелиск с красной звездой.
Я не знаю, что на нем напишут. Только это будут очень гордые слова. Достойные огненного флага, который развевался над «Декабристом».
После шести навигаций, в 1966 г., ледокол поставили на капитальный ремонт, совместив его с модернизацией паро-пронзводящей установки (ППУ), которая к тому времени в значительной части устарела, так как основные ее идеи были заложены еще в 1953 г. На судне установили новую ППУ, спроектированную для более мощных ледоколов и обладающую существенно лучшими технико-экономическими и эксплуатационными показателями по сравнению с прежней.
Надежная и устойчивая работа реакторов атомохода во всех условиях ледового плавания позволила сократить их число на судне (с трех до двух) и связанные с этим эксплуатационные расходы, капитальные затраты, весогабаритные показатели ППУ. Два реактора обеспечивают ледоколу возможность выйти своим ходом из льдов и вернуться на базу в любых, даже самых серьезных случаях, обусловленных неполадками в работе оборудования и систем.
Проработки ППУ показали возможность существенного упрощения первого контура. Может быть снята крупная арматура на основных магистралях первого контура, благодаря чему существенно сокращается протяженность трубопроводов. Одновременно с этим относительно просто решается вопрос с подводом и выводом труб первого контура в верхней части корпуса реактора, что немаловажно.
Публикуемая статья представляет сокращенный доклад, подготовленный Государственным комитетом по использованию атомной энергии для IV Международной конференции ООН по использованию атомной энергии в мирных целях.