Под резцом родился «Портрет мулата»

По каким же направлениям ведется борьба за ускорение

Недавно Алексей заинтересовался скульптурой. Увлекся этим всерьез — сам изготовил стамески, штихели, резцы. На причале африканского порта нашел кусок черного дерева. И вот под резцом родился «Портрет мулата». Из красного дерева были изготовлены барельеф «Молчите, пушки!», затем скульптурные портреты «Островитянка», «Разносчик фруктов».

Весь пятимесячный рейс на Кубу Алексей Рыжов работал над портретом. Этот скульптурный портрет, как и «Антарктические этюды», на всесоюзной выставке удостоен второй премии. В одном из залов Музея морского флота в Одессе экспонировалась небольшая выставка работ скульптора-моряка.

На выставке лены гранитные портреты Бориса Козина, капитана турбохода «Физик Вавилов» и «Рулевого», а также изготовленный в красном гипсе «Данило-камнерез», серия деревянных скульптур — «смешинок». Сейчас Алексей Рыжов хочет попробовать свои силы в скульптурных карикатурах.

— Сокровенная моя мечта,— говорит электромеханик,— выйти за пределы портрета, сделать поясную скульптуру, фигуру в полный рост. Но пока учусь, не хватает еще мастерства.

Моряку охотно помогают одесские скульпторы Александр Князик, Алексей Копьев, преподаватель художественного училища имени Грекова Виталий Петров.

Недавно моряк ушел в новый рейс. На борт судна он поднимался с трудом — нес очень солидный багаж:

— Что там у тебя, дружище, камни? — смеялись товарищи.

Алексей Рыжов улыбнулся:

— Камни. Балласт везу. Глину, дерево, гипс. И книги — учебники.

Современное развитие мировой экономики предопределило бурный рост морских перевозок. Если в 1960 г. вся товарная масса, перевезенная морским путем, составила около 1 млрд. т, то уже в 1971 г. она превысила рубеж в 2,5 млрд. т.

По каким же направлениям ведется борьба за ускорение доставки грузов морем? Какие усилия предпринимаются для повышения скорости хода морских судов? Одно из главных направлений — повышение мощностей главных судовых двигателей. В этой области достигнуты значительные успехи. Всего лишь 15 лет назад мощность в 10 тыс. л. с. была предельной для одного агрегата. В настоящее время она достигла 60 тыс. л. с.

 

Паровые машины для морских судов исчерпали свои возможности и уступили место более легким и экономичным двигателям внутреннего сгорания, паровым и газовым турбинам.