Правильно выбранный объем автоматизации, учитывающий предполагаемую форму организации труда на судне, позволяет снизить капитальные вложения и обеспечить оптимальную загрузку экипажа.
Форму обслуживания машинного отделения одним вахтенным на ходу и безвахтенное обслуживание на стоянке в ближайшие годы, мне кажется, следует считать оптимальной для основной массы строящихся судов. При этом часть их должна быть с безвахтенным обслуживанием как на ходу, так и на стоянке. Особенно это касается линейных и вспомогательных судов. Уже сейчас необходимо работать над созданием судов с многофункциональными электронно-вычислительными машинами.
Для обеспечения возможности обслуживания силовой установки одним вахтенным на ходу и без вахты на стоянке тот объем автоматизации, который предлагает Б. Тихомиров, представляется несколько завышенным. И в то же время он не учитывает, на мой взгляд, некоторых особенностей такой формы обслуживания.
Главный двигатель должен быть защищен от возможных аварий путем снижения нагрузки через систему ДАУ. Предотвращение аварий только цилиндро-поршневой группы двигателя с избытком окупит все затраты на такую систему блокировки. Топливные трубки высокого давления главных двигателей и дизель-генераторов (вне зависимости от вы бранной формы обслуживания) должны иметь защиту от попадания топлива в машинное отделение в случае их повреждения.
Объем автоматизации электростанции следует выбирать исходя из двух вариантов: один дизель-генератор (ДГ) полностью обеспечивает ходовую нагрузку. В этом случае достаточно предусмотреть дистанционный (из ЦПУ) пуск ДГ и его автоматическую синхронизацию; ходовую нагрузку обеспечивают несколько ДГ. В этом случае требуется предусмотреть также автоматическое распределение иапрузки между ДГ. Спорным представляется вопрос автоматического запуска насосов после обесточивания. При одном вахтенном в машинном отделении пуск насосов может быть произведен дистанционно из ЦПУ после устранения причины обесточивания. Для обеспечения безопасности мореплавания при проходах узкостей, на маневрах и в опасных районах. Говорят судовые механики. Валерий Иванович Симушкин пришел в Грузинское пароходство не так давно, но уже завоевал большой авторитет у своих товарищей. Валерий Иванович зарекомендовал себя грамотным, инициативным специалистом. Возглавляемая им машинная команда содержит все механизмы в отличном состоянии, своевременно проводит профилактические и ремонтные работы, систематически экономит топливо и смазочные материалы. Это помогло экипажу «Алагира» продлить период эксплуатации судна без заводского ремонта.
В статье «Благородные цели» Симушкин делится опытом своей работы на танкере «Алагир». Моряки «Алагира» увеличили эксплуатационное время судна между заводскими ремонтами. Подбирая цилиндровые масла и совершенствуя во-дообработку, они продлевают период между котлочистками. Члены экипажа следят за своевременным пополнением судна сменно-запасными частями и средствами механизации. Осуществляется защита от коррозии труднодоступных для осмотра мест корпуса судна, экономится топливо, •смазочные и другие материалы, производится значительный объем судоремонтных работ. К достижениям моряков танкера нужно отнести освоение химической очистки судовых емкостей без применения ручного труда. Раньше на эти трудоемкие операции затрачивалось миого времени и сил.