Влияние обрастания различных частей корпуса и винторулевой группы на скоростные показатели судна неодинаково. Известно, что толщины пограничного слоя и ламинарного подслоя в носу судна минимальные и увеличиваются к корме. Если обрастатели выступают за толщину ламинарного подслоя, то они разрушают его, делая турбулентным, и сопротивление движению судна возрастает. Поэтому даже незначительное обрастание носовой оконечности судна приводит к заметному снижению скорости.
Значительное влияние на показатели работы судна оказывает шероховатость гребных винтов. Исследования в этой области показали, что из-за падения к.п.д. винта при обрастании лопастей и ступицы для обеспечения заданной скорости потребная мощность главного двигателя может возрасти в 1,5—2 раза. У судов Черноморского пароходства обрастание винтов уже через 1—1,5 года после докования увеличивает эту мощность до 13%.
В целом, если экипаж не использует стояночное время для очистки переменного пояса, за междоковый период (составляющий для судов пароходства около полутора лет) можно ожидать 30—40-процентного увеличения сопротивления.
Как показывает опыт, очистка корпуса и винто-рулевой группы от обрастания силами экипажа может снизить сопротивление на 15%, а в некоторых случаях даже больше. На рис. 3 представлено увеличение мощности главного двигателя одного из судов серии «Коммунист» в зависимости от времени после докования для скорости 16,5 узла. Кривая 1 соответствует неочищаемому корпусу, кривая 2 — очищаемому. Из рисунка видно, что, если во время стоянок не производить очистку корпуса и гребного винта, следует ожидать двукратного увеличения мощности главного двигателя по сравнению с очищенным корпусом.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть важность очистки корпуса и гребного винта на стоянках силами экипажа. Это позволяет в период между докованиями эксплуатировать суда с более высокими скоростями, повышает провозную способность флота, дает значительный экономический эффект.
В настоящее время ня большинстве теплоходов все механизмы, в том числе и те, которые обслуживают главные двигатели, приводятся в действие электроэнергией. Мощность электространиии зачастую составляет 25% и более мощности главных двигателей. Поэтому если 60—70 лет назад, на заре теплоходостроения, термин «вспомогательные двигатели» отражал действительное назначение дизель-ге-нераторов, так как они служили главным образом для освещения судна и питания электроэнергией незначительной части оборудования, то теперь их роль на теплоходе в корне изменилась. Однако мы по-прежнему продолжаем употреблять выражение «вспомогательные двигатели».