Научно исследовательские суда гидрометслужбы

70-е годы нашего столетия можно без преувеличения назвать десятилетием интенсивного наступления человека на Мировой океан и значительного расширения научных исследований в нем.

В последние годы стала особенно актуальной проблема загрязнения Мирового океана. В ее изучении и других упомянутых работах активное участие принимают и научно-исследовательские суда гидрометслужбы.

В последнее время все более широкое распространение получают работы научно-исследовательских судов по специально разработанным международным программам изучения глобальных процессов в океане и атмосфере, предусматривающие одновременное групповое плавание нескольких судов в различных точках Мирового океана, что также имеет исключительно важное значение для долгосрочного прогнозирования.

Научно-исследовательские суда гидрометслужбы активно участвуют во многих крупных тематических международных программах, таких, как «полярный эксперимент», «тропический эксперимент» и др. Что же представляет собой в настоящее время научно-исследовательский флот гидрометслужбы?

Первые два специальных научно-исследовательских судна «А. И. Воейков» и «Ю. М. Шокальский» были построены в 1959 г. на базе судов типа БМРТ. Водоизмещение каждого из них 3500 т, мощность главного двигателя 2000 л. с., скорость 12 узлов. Помимо экипажа, на них работает 50 человек научно-технического персонала.

Впервые в нашей стране на этих судах были оборудованы специальные лаборатории, установлено специальное оборудование для ракетного зондирования атмосферы, запуска радиозондов и постановки буйковых станций. Эти суда используются в Тихоокеанском бассейне.

 

В 1966—1968 гг. были построены 4 крупных научно-исследовательских судна: «Профессор Визе», «Профессор Зубов», «Академик Ширшов» и «Академик Королев». Их основные данные: длина 124 м, ширина 17 м, высота борта 10,8 м, водоизмещение 6935 т, главная энергетическая установка состоит из двух дизелей по 4000 л. с., позволяя развивать скорость до 18 узлов. Имеется подруливающее устройство, активный руль и активные успокоители качки. Запасы топлива, продовольствия и воды позволяют осуществлять автономное плавание в пределах 15000 миль. Их совершенная электрорадионавигационная аппаратура обеспечивает определение координат места судна с достаточной для научных целей точностью в любом районе Мирового океана. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия. Эти суда представляют собой плавучие институты, имеющие десятки научных лабораторий, оснащенных современной исследовательской аппаратурой. Все это позволяет научному коллективу судна, состоящему из 80 человек, вести широкий комплекс исследований водного и воздушного пространства с помощью метеорологических ракет, радиозондов, буйковых станций и информации с метеорологических спутников.

Читайте также

Научно-исследовательские работы по изучению мореходных свойств судов

В лабораториях Одесского высшего инженерного морского училища ведутся научно-исследовательские работы по изучению мореходных свойств судов. Исследования воздействий штормовых ветров на надводные части судовых корпусов способствуют обеспечению безопасности плавания и сохранности грузов в длительных рейсах.

Развитие научно технического сотрудничества

С российской стороны в совещании участвовали представители Балтийского, Латвийского, Черноморского, Азовского, Новороссийского и Дальневосточного пароходств, а также представители высших инженерных морских училищ, Центрального научно-исследовательского института, центральных проектно-конструкторских организаций Министерства морского флота и Регистра.

Трудно переоценить значение гидрометеорологических исследований

Быстрый рост торгового и рыбопромыслового флотов нашей страны, расширение районов плавания и рыбного промысла выдвинули новые повышенные требования к гидрометеорологическому обеспечению. Теперь, помимо обычного прогнозирования погоды, гидрометслужбой осуществляются проводки транспортных судов по наивыгоднейшим погодным маршрутам, спецобслуживание океанских буксировок крупных объектов и др.

Состав научной аппаратуры и специального оборудования

Вычислительный центр судна с помощью ЭВМ «Минск-22» выполняет непрерывную обработку наблюдений, которые при участии мощной радиоаппаратуры передаются из любой точки океана в научные центры страны.