В конце года были утверждены следующие основные направления социологических и социально-психологических исследований: социально-психологические проблемы повышения производительности труда и безаварийной работы морского транспорта (профессиональная ориентация и профессиональный отбор кадров, характер труда и уровень профессиональной подготовки, изменение профиля подготовки кадров, принятие решений в критических и других необычных ситуациях).
Одновременно с этим предусмотрено в плане научно-исследовательских работ провести социальные и психофизиологические исследования, привлекая в качестве исполнителей отдельных тем вузы ММФ, а также специализированные научно-исследовательские организации других министерств и ведомств.
ЦНИИ разработал программу перспективных психофизиологических исследований на транспортных судах ММФ.
На основе исследований, проведенных в рейсах на судах ММФ путем хронометража деятельности штурманского состава, определен объем трудовых затрат каждого помощника капитана. К сожалению, эта работа до сих пор не доведена до конца и не воплощена в конкретные практические рекомендации.
На заседании секции мореплавания связи и электронавигации научно-технического совета ММФ под председательством профессора М. Лескова была еще раз подчеркнута необходимость более углубленных исследований психофизиологической стороны деятельности судоводительского состава и разработки конкретных мероприятий, направленных на повышение надежности их управляющей деятельности с учетом психофизиологического климата на судне, условий труда и отдыха.
Портовики министерства выполнили планы погрузки-разгрузки, установленные на первый квартал, и по итогам за четыре месяца также трудятся с опережением. Этому во многом способствует переход ряда портов на работу в оптимальном режиме. В данном отношении поучителен пример Одесского порта. Известно, что его коллектив является пионером в вопросах внедрения оптимального режима в обработку флота. И вот, в тяжелых ледовых условиях первых месяцев, портовики Одессы сделали все возможное для сохранения оптимального режима и добились своего. План погрузочно-разгрузочных операций был завершен, а по итогам за четыре месяца сверх плана переработано несколько десятков тысяч тонн грузов, достигнуто дальнейшее снижение простоев судов, повышены чистые и валовые нормы их обработки. Хороших результатов добились также портовики Ленинграда, Находки, Риги и других портов.
Сейчас в самом разгаре навигация по доставке грузов в отдаленные районы Дальнего Востока и Крайнего Севера с ограниченным периодом навигации. Активное участие в этом принимают Северное, Мурманское, Дальневосточное, Новороссийское и ряд других пароходств.