На наш взгляд, для Дунайского пароходства эта проблема может быть решена путем создания лаборатории автоматики, укомплектованной инженерами-наладчиками. Возможно, что такой путь окажется приемлемым и для некоторых других пароходств. Очевидно одно — незамедлительное решение вопросов обслуживания автоматических устройств на судах морского флота — дело государственного значения. Недопустим разрыв между насыщением флота средствами автоматического управления и контроля и бедностью береговой базы их обслуживания.
Автоматизация судов - путь повышения их эффективности. Главный специалист Управления по заказам и наблюдению за строительством флота ММФ. Сделана попытка обобщить накопленный опыт автоматизации судов морского флота, определить оптимальный объем их автоматизации. Однако в развернувшейся по статье дискуссии нельзя, на мой взгляд, ограничиваться только этим вопросом, поскольку он является лишь одним из разделов комплексной проблемы автоматизации флота.
Автоматизированное судно следует рассматривать как транспортную единицу нового качества. Поэтому техническая эксплуатация такого судна старыми методами, выработанными многолетней практикой, не даст ощутимых положительных результатов. В то же время отсутствие видимой эффективности эксплуатации автоматизированных судов может стать тормозом автоматизации флота.
Для повышения эффективности автоматизированных судов представляется необходимым осуществить ряд мероприятий как технического, так и организационного характера: использовать новые принципы организации труда; изменить формы берегового обслуживания; комплектовать суда оборудованием, приспособленным к автоматизации, обладающим высокой степенью надежности и обеспечивающим возможность агрегатного ремонта; применять надежные средства автоматизации, не требующие трудоемкого обслуживания; учитывая более благоприятные условия работы автоматизированных механизмов, пересмотреть существующие нормативы планово-предупредительных осмотров с целью сокращения разборок, которые, как правило, являются причинами аварий или преждевременных износов трущихся деталей.
Существующий этап автоматизации судов можно рассматривать как промежуточный на пути создания комплексно-автоматизированных судов. Органичной частью их будет электронно-вычислительная мащина, выполняющая большинство функций управления и диагностики технического состояния оборудования. На нынешней стадии автоматизации судов должны быть отработаны все особенности их эксплуатации.