Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что автоматы широко вошли в труд наших моряков, внесли значительные изменения во всю систему технического обслуживания судовых энергетических установок.
Благодаря их применению на большинстве мощных речных буксиров мы перешли на безвахтекное обслуживание машинных отделений, на многих судах сокращены экипажи. Все это позволило сэкономить сотня тысяч рублей.
Здесь хотелось бы остановиться на проблеме, с которой столкнулось пароходство, и она, думается, не является только нашей проблемой. Речь идет о береговом техническом обслуживании (ТО) средств судовой автоматики.
Увеличение доли автоматизированных судов в пароходстве, усложнение и рост объема работ по наладке и ремонту автоматики потребовало от нас принципиального изменения самой системы ТО. На нашей базе технического обслуживания мы организовали участок автоматики, укомплектованный опытными специалистами-электрослесарями, выполняющими большой объем работ.
Однако практика показала, что вопросы наладки, ремонта, регулирования систем автоматики на судах, эксплуатирующихся к тому же при безвахтенном обслуживании или в условиях сокращенных экипажей, не могут решаться без хорошо поставленной инженерно-исследовательской работы по обслуживанию таких систем. Это стало для нас особенно очевидно в связи с пополнением нашего флота винохимо-возами «Алиот», «Процион» и «Поллукс», оборудованными новейшими пневмо-элеюприческими системами автоматики с блоками счетно-решающих устройств.
Проблема берегового ТО средств судовой автоматики уже сегодня стоит весьма остро, но завтра она у нас будет проблемой № 1. В предстоящем пятилетии планируется увеличение флота пароходства вдвое. Это пополнение будет производиться новыми судами с высокой степенью автоматизации. Содержание их в хорошем техническом состоянии при эксплуатации с четырехлетним межремонтным периодом требует решения многих вопросов. И тут не обойтись помощью только опытных слесарей-автоматчиков. Нужна грамотная инженерная служба, работники которой могли бы своевременно и качественно обеспечивать профилактическое обслуживание средств судовой автоматики, быстро находить причины неполадок и устранять их во время грузовых операций, квалифицированно оказывать помощь в подготовке судового экипажа, а в отдельных случаях даже консультировать судовых автоматчиков по радио.
К сожалению, штатное расписание плавмастерской (являющейся у нас базой технического обслуживания), утвержденное министерством десяток лет назад, не позволяет пароходству иметь таких специалистов. Мы в свое время ставили перед Главсудмехом, УОТиЗом ММФ вопрос об организации производственной лаборатории по автоматике, но положение осталось без изменений. Не дают никаких рекомендаций в этой области и наши научно-исследовательские учреждения.