Обеззараживание воды в судовых условиях

Обеззараживание воды в судовых условиях осуществляется четырьмя основными способами: хлорированием, облучением ультрафиолетовыми лучами, обработкой ионами серебра и озонированием. Последний способ применяется в основном на речных судах. На отечественных морских судах устанавливается один из следующих типов обеззараживающей установки: хлоратор ОВХ-1, бактерицидная установка ОВ-1П или ионатор серебра JIK-28 (ИЭМ-50).

Хлорирование — сравнительно простой способ — обеспечивает устойчивый во времени эффект обеззараживания и может применяться для неполностью осветленной воды. Основным его недостатком является трудность поддержания заданной дозировки хлора в воде и необходимость последующей ее очистки в дехлорирующих фильтрах (дезодораторах). Хлоратор ОВХ-1 не комплектуется дезодоратором и взвесеулавливающим фильтром.

Бактерицидные установки позволяют получить мгновенный эффект обеззараживания. Надежность бактерицидного действия находится в прямой зависимости от прозрачности облучаемой воды, поэтому работоспособность установки определяется качеством работы предвключенных фильтров-осветителей. Однако установка ОВ-1П не имеет в комплекте поставки нужных фильтров, не выпускается в морском исполнении и громоздка, а лампы БУВ дефицитны.

Обработка воды ионами серебра обеспечивает необходимый обеззараживающий эффект, а при высокой концентрации серебра (до 0,2—0,4 мг/л) обеспечивается длительное консервирование. Установка JIK-28 основана на электролитическом принципе ионизации. Ее надежная и безопасная работа возможна только при укомплектовании фильтрами десеребрения, взвесеулавливания и надежной системой контроля концентрации серебра. И все же в целом установка получается громоздкой и трудоемкой в обслуживании.

Система обеззараживания дистиллята при безусловном соответствии своему назначению должна быть простой, надежной и не требовать сложного ухода и постоянного наблюдения за работой. К сожалению, перечисленные установки не удовлетворяют в полной мере этим условиям. Громоздкость, недостаточная надежность, сложность контроля делают их малопригодными для применения на судах.

 

На судах иностранной постройки широкое распространение получает способ обеззараживания воды ионами серебра в фильтрах-ионаторах, где ионизация производится контактным способом. Стерилизационные фильтр-патроны «Ну-Pur», «Lete», «Berkefild», «Hula-V» позволяют наиболее простым способом выполнить обеззараживание воды при минимальных трудозатратах и максимальной простоте обслуживания. Этот путь технического решения проблемы нам кажется весьма перспективным.

Читайте также

Надежность рефрижераторной установки

В системах непосредственного испарения для каждого охлаждаемого отсека создается автономная холодильная установка, которая должна обслуживаться как минимум двумя компрессорами. В результате на судне с пятью трюмами общей вместимостью 10 000 м3' устанавливается не менее 20 компрессоров против 3—4 для системы с промежуточным теплоносителем.

Какая опреснительная установка нужна для судов

Публикуемая ниже сатья, подводящая итоги дискуссии, подготовлена Ленинградским ЦПКБ по просьбе Управления по заказам и наблюдению за строительством флота ММФ и выражает мнение управления по вопросу выбора типов опреснительных установок для судов морского флота.

Изменение физических свойств морской воды вблизи корпуса судна

В поисках синтетического заменителя дельфиньей кожи стали испытывать модели судов, обшитые фтористым этиленом, уретановой смолой на полиэфирной основе и другими видами синтетических материалов. Эта работа считается весьма перспективной. Изыскиваются и другие возможности.