На показана блок-схема регулирования давления пара в котле К количеством топлива и воздуха. Иэ топливной цистерны ТЦ топливо подается топливным насосом ТН на подогреватель. Отсюда оно поступает на электромагнитные клапаны ЭКи ЭК. При малых и средних нагрузках котла по пару уставкой топливная система включается в режим работы с одной форсункой и байпасированием с помощью клапана определяется также начальное положение воздушной заслонки ИМ. При давлении пара до 4,5 кг/см2 клапан ЭК\ открыт, а ЭК2 закрыт. Топливо с максимальным давлением подается на форсунку.
При давлении пара 4,5 кг/см2 реле давления РД2 открывает клапан ЭКг и часть топлива байпасируется в топливную цистерну, уменьшая давление топлива на первой форсунке. Одновременно регулятор Р\ уменьшает также количество воздуха, подаваемого вентилятором В в топку. Если при этом давление пара начинает понижаться, то при 4 кг/см2 байпасный клапан ЭК2 закрывается, а подача воздуха увеличивается. Если же, несмотря на байпасирование, давление пара продолжает повышаться, то, как упоминалось выше, при давлении 5 кг/см2 реле давления РД\ закроет клапан ЭК\ и прекратит работу котла. При необходимости (при больших нагрузках котла) уставкой У включается в работу вторая форсунка Фг, а байпасирование отключается. Одновременно изменяется начальное положение воздушной заслонки.
Блок-схема регулирования температуры топлива представлена на рис. 3. Подогреватель топлива П состоит из двух частей — электрической ЭП и паровой ПП. Электрический подогреватель предназначен для подогрева топлива, подаваемого топливным насосом ТН из цистерны ТЦ, перед розжигом и при работе котла К до тех пор, пока давление пара не поднимется до уровня 1,5 кг/см2. Он включается одновременно с включением автоматики через переключатель ПК и магнитный пускатель МП, а отключается при давлении пара 1,5 кг/см2 через реле давления РД3. При отключении электрической части автоматически включается паровая часть подогревателя, чувствительным элементом которой является датчик температуры ДТ (связанный с топливным клапаном ЭК), а регулятором — Р2.
Разработанная схема котельной автоматики прошла ведомственные испытания с участием инспекции Регистра СССР, Черноморско-Азовского и Дунайского бассейнов на теплоходах «Николаев» и «Белгород-Днестровский» и допущена к опытной эксплуатации.