Мне непонятно, что такое сверхплановый груз. Некоторые капитаны ставят себе в заслугу, что они полностью использовали грузоподъемность. Но это не заслуга, а обязанность.
Пишут, взято 100—150 т сверхплана. Каким образом? Значит, план дан заниженный, не на полную загрузку. Заслуга капитана и команды тогда, когда они правильно загружают судно с учетом того, что нормы грузовых работ рассчитываются по наибольшему люку.
Правильная погрузка, не значит — равномерная. Надо помнить о наибольшем люке. При этом, конечно, не забывать о прочности судна. Расчеты изгибающегося момента на миделе обязательны. На композиции погрузки можно потерять, а можно и заработать. Кроме того, очень важно знать условия перевозок. Например, за чей счет грузовые работы. За счет судна — один разговор, за счет отправителя — другой. Внешнеторговые объединения почему-то зачастую не дают условий. Быть может, сами их не знают? И еще. Недавно агент предложил взять попутный груз — муку. Запросили пароходство, оно — Совфрахт. Пока эта «кухня варилась», прошло два дня. Груз забрали иностранцы, мы пошли в балласте.
Капитан прав. Условия часто не оговорены. И второе. Совфрахт — недостаточно оперативен. До 3 суток иногда идут переговоры, согласования. А в это время груз уплывает. Надо, чтобы пароходство само решало — взять или не взять судну попутный груз. А ведь это тоже большой резерв для повышения эффективности использования флота.
Получили мы указание грузить железобетонные шпалы. Такого груза еще не возили. И мы и порт очутились в затруднении. По технологии порта предполагалось погрузить 5650 т. При этом между бортом и грузом оставалось свободное пространство. Крепление мыслилось сложное — с помощью талрепных устройств к бортовому набору. Во время шторма крепления могли не выдержать и груз переместился бы на один борт. Попросту, такая схема погрузки опасна. Во-вторых, оставалась неиспользованная кубатура. Мы совещались, искали другой вариант. И нашли его.
Порт предложил свою технологию. Капитан не согласился. Его поддержали. Силами экипажа была произведена укладка груза у бортов. Одним словом, получилась новая технология. В итоге кубатуру использовали целиком, судно погрузило 6834 т вместо 5650. Отпала необходимость в дорогостоящем креплении, исключен риск смещения груза.