Пропульсивный коэффициент у соосных винтов

Большое внимание уделяется также созданию суперкавитирующих винтов для быстроходных судов.

Повышение скорости хода при той же мощности двигателя достигается также путем применения двух параллельно работающих винтов, соосных винтов противоположного вращения, винтов в насадках, винтов регулируемого шага и т. д. Пропульсивный коэффициент у соосных винтов, по данным зарубежных исследователей, на 9—20% выше, чем при одном обычном винте. Как показали проведенные в Норвегии испытания моделей, при установке винта в насадке потребная мощность для судна дедвейтом 100 тыс. т уменьшается на 12%, а для судна дедвейтом 300 тыс. т — на 13%- Экономия мощности при использовании винта регулируемого шага по сравнению с винтом фиксированного шага для судна дедвейтом 70 тыс. т, двигающегося со скоростью 15 узлов при мощности 18,4 тыс. л. с. составляет 500 л. с.

По мнению специалистов, суммарный эффект, полученный за последние 25 лет в результате работ по совершенствованию формы корпуса судна и повышению пропульсив-ного коэффициента равен увеличению скорости грузового судна с 10 до 15 узлов.

Считается, что обеспечение ламинарности пограничного слоя жидкости позволило бы, например, для танкера дедвейтом 300 тыс. т с одновальной энергетической установкой мощностью 35 тыс. л. с. увеличить скорость с 13 до 17 узлов. Для сухогрузного судна длиной 150 м с главным двигателем такой же мощности устранение турбулентного обтекания привело бы к повышению скорости с 22 до 25 узлов. Эти перспективы оказались настолько заманчивыми, что поиски практической реализации этой идеи продолжаются в различных странах уже на протяжении 10 лет.

 

Существуют два основных пути ускорения турбулентности обтекания корпуса судна набегающим потоком морской воды. Первый из них предусматривает отсасывание жидкости из пограничного слоя внутрь движущегося судна. Отсос осуществляется или через специальные щели в корпусе судна, или непосредственно через его пористую обшивку. Практическое осуществление этой идеи наталкивается на большие технические трудности и низкую эффективность вследствие больших энергозатрат. Второй путь — использование специальных эластичных покрытий корпуса, которые смогли бы погасить возникающие в пограничном слое возмущения. Основные работы по созданию эластичных покрытий базируются на использовании гидробионики в технических целях. Изучению подвергается, в частности, упругая кожа китов и дельфинов. Такое строение наделяет его способностью эффективно гасить колебания, передающиеся с поверхности. В результате поток, обтекающий тело дельфина, даже при большой скорости движения остается ламинарным.

Читайте также

Изменение физических свойств морской воды вблизи корпуса судна

В поисках синтетического заменителя дельфиньей кожи стали испытывать модели судов, обшитые фтористым этиленом, уретановой смолой на полиэфирной основе и другими видами синтетических материалов. Эта работа считается весьма перспективной. Изыскиваются и другие возможности.

Значительное влияние на показатели работы судна

Влияние обрастания различных частей корпуса и винторулевой группы на скоростные показатели судна неодинаково. Известно, что толщины пограничного слоя и ламинарного подслоя в носу судна минимальные и увеличиваются к корме. Если обрастатели выступают за толщину ламинарного подслоя, то они разрушают его, делая турбулентным, и сопротивление движению судна возрастает.

Вновь строящиеся суда

Второе главное направление борьбы за скорость — это снижение сопротивления движению судна. Здесь можно выделить два основных пути: совершенствование формы корпуса судна и повышение пропульсивного коэффициента, и воздействие на пограничный слой жидкости, обтекающей корпус.