Инерция и относительная траектория судна. При решении задач расхождения на маневренном планшете с учетом инерции представляется удобным введение понятия средней скорости, которую будет иметь судно от начала маневра до момента кратчайшего сближения. Проведенный при этом новый относительный курс в виде прямой линии, строго говоря, не будет соответствовать перемещению эхо-сигнала наблюдаемого судна. Траектория нового относительного курса при гашении инерции судна в действительности будет криволинейной. Для ее расчета и анализа можно применить комбинированный графический метод истинной и относительной прокладки. Его сущность для наглядности можно проиллюстрировать на примерах конкретных судов.
На графике приведена кривая тормозного пути для реверса полный вперед-стоп, полученная из натурных испытаний английского танкера водоизмещением около 20000 т.
Допустим, что наше судно следует истинным курсом 0° со скоростью 15 узлов. В фиксированные моменты времени нанесли на маневренный планшет эхо-сигналы судна, обнаруженного на экране радиолокатора.
Убедившись, что пеленг не меняется в 01. 06, мы дали «Стоп». Строим треугольник скоростей, например, за 6-минутный промежуток времени; на протяжении истинного курса наблюдаемого судна ИКв наносим в выбранном масштабе через определенные промежутки времени (в нашем случае через 3 мин) ожидаемые местонахождения наблюдаемого судна (точки 1, 2, ..., 7); проводим из центра планшета 0 истинный курс нашего судна ИКн и, используя кривую, приведенную на рис. 1, откладываем расстояния, проходимые судном за 3-минутные промежутки времени. Отложив их на ИКн, получим соответственно точки 1, 2, ..., 7; снимаем пеленги на наблюдаемое судно 1—1, 2—2, 7—7 и соответствующие им расстояния d\, d2> — > df, проложив пеленги из центра планшета и отложив на них расстояния, получим определяющие точки 1', 2', , 7'. Соединив их плавной кривой, получим ожидаемую траекторию относительно перемещения наблюдаемого судна.
Как видно из построения, криволинейная траектория Кр\ смещена от прямолинейного относительного курса Крь проведенного с учетом средней скорости, к центру планшета. Максимальная величина смещения в данном случае составляет около 0,3 мили.