В 1907 году вступают в строй два новых суперлайнера компании «Кунард лайн»: «Лузитания» и «Мавритания». Хозяева «Уайт Стар лайн» решили обойти своих соперников. В Белфасте они построили «Олимпик» и «Титаник». Все надежды компании возлагались на «Титаника» (так как в результате аварии «Олимпик» был снят с рейса). «Уайт Стар лайн» не поскупилась на рекламу, обещая рай на лайнере и непотопляемость его в океане.
Поспешность, с которой отправлялся в плавание «Титаник», ничего хорошего не предвещала. Обращает на себя внимание тот факт, что приемные испытания парохода заняли всего 6—7 часов и велись в присутствии лишь одного представителя завода. Из Белфаста судно с частью команды тотчас же после испытаний вышло в Саутгемптон. Сюда «Титаник» прибыл на третьи сутки, а уже 10 апреля снялся по расписанию. Многие члены экипажа явились на пароход за несколько часов до отхода. Неудивительно, что когда произошло столкновение и надо было организовывать спасание пассажиров, то моряки не знали своих шлюпок. Странно, что при строительстве «Титаника» действовал устаревший закон о торговом мореплавании 1894 года, предусматривавший минимальное количество шлюпок, исходя из валовой вместимости судна, а не числа лиц, находившихся на нем.
Вопреки указаниям мореходных пособий, путь «Титаника» проходил по районам возможной встречи с айсбергами.
Больше того, в течение 14 апреля — дня катастрофы на «Титаник» систематически поступали радиограммы от проходивших судов, в которых сообщалось о плавающем льде на пути лайнера. Такую информацию «Титаник» получал пять раз, последнюю — за два часа до столкновения с айсбергом.
Зная о близости льда, капитан должен был изменить курс и с наступлением темноты уменьшить скорость. Однако этого сделано не было. Капитан вынужден был подчиниться президенту компании Брусу Исмею. Авантюризм привел к гибели судна и 1490 человек.
Так, единственным виновником катастрофы признан погибший вместе с пароходом капитан Смит. Компания «Уайт Стар лайн» сделала все возможное, чтобы поскорее прекратить разбор дела.