В Новороссийском порту была освоена и внедрена технология комплексно-механизированной загрузки судов цементом пакетно-поворотным методом, разработанная Черноморским ЦПКь. Его сущность заключается в том, что пакеты тарно-штучных грузов обжимаются плоскими или гребенчатыми поддонами, кратными размерам пакетов. Затем они поворачиваются относительно горизонтальной оси на 180° и в таком виде передаются на другие плоские поддоны— для пакетной перевозки, или на гребенчатые — для укладки в транспортные средства. Такая укладка производится многовилочными захватами погрузчиков с помощью сталкивателей. Перегрузка пакетов с плоских поддонов на другие плоские либо гребенчатые осуществляется кантователем пакетов, представляющим специальное навесное устройство на грузоподъемнике автопогрузчика. Укладка погрузчиком, оснащенным многовилочным захватом с боковым смещением и сталкивателем. При этой технологии достигается интенсивность грузовых работ до 450 т на люк в смену и исключается ручной труд на внутритрюмных работах. Технология оказалась весьма эффективной при загрузке иностранных судов и нелинейного флота, когда пакетные перевозки исключены.
Исследования показали, что пакетно-поворотный метод универсален для механизированного выполнения двенадцати вариантов работ в морских портах, где требуется укрупнение, симметричное деление и расформирование пакетов при их перегрузке с железнодорожных поддонов на морские и обратно в процессе загрузки судов, вагонов и автотранспорта.
Принимая во внимание, что пакетно-поворотный метод эффективно вписывается в традиционный технологический процесс Новороссийского и ливийских портов, возникла идея применить его на причалах порта Триполи. Для этого решено было организовать перевозку на судах пакетов на плоских поддонах и перегрузку их в крупнотоннажные автомашины пакетноповоротным методом с механизированным высвобождением поддонов в процессе грузовых операций.
Вся научно-техническая и технологическая проблема организации перевозок цемента на линии Новороссийск—Триполи была поручена Черноморскому ЦПКБ. Для ее решения нужно было выбрать судно, соответствующее данной линии и условиям механизированной загрузки; обеспечить надежную перевозку неувязан-ных пакетов морем; предусмотреть рациональную раскладку пакетов в грузовых помещениях, соответствующую плотной упаковке трюма пакетами при минимальных маневрах машин; обеспечить плотную загрузку крупнотоннажных автомашин пакетами, снятыми с поддонов, и сохранную перевозку цемента по дорогам Ливии.