В Украине готовятся утилизировать старые авто: чего ждать "пересичникам"

В фискальной службе подготовили проект постановления об утилизации старых автомобилей, которые перешли в государственную собственность. Утилизация грозит и нерастаможенным автомобилям, которые обнаружит фискальная служба. Сайт "Сегодня" узнал, какие авто попадут под пресс и кто пострадает от законопроекта, если его примут.

Какие автомобили могут утилизировать

Государственная фискальная служба хочет избавиться от нерастаможенных автомобилей. Начнут с конфискованных авто. Их планируют утилизировать. В мае фискалы обнародовали проект порядка утилизации таких машин. В первую очередь под пресс пойдут авто, произведенные до 2010-го. Они вредят экологии, отмечают авторы проекта. 

Перед утилизацией фискалы будут обязаны за 15 дней до отправки на переработку предупредить собственника авто о возможности растаможить и забрать авто или заплатить штраф и вывезти из страны.

В мае на складах фискалов было почти 3000 автомобилей. 97% из них старше восьми лет. Такие авто продавать в Украине запрещено экологическими нормами. Остальные не покупают из-за высоких налогов растаможки, признаются в фискальной службе.

Какие авто утилизируют:

  • конфискованные из-за нарушения таможенных норм;
  • конфискованных по решению суда;
  • несоответствующие экологическим нормам;
  • непригодные к эксплуатации;
  • конфискованные авто, которые не получается продать.

В мае на складах фискалов было почти 3000 автомобилей. 97% из них старше восьми лет. Фото: auttomoto.ru

Но перед принятием решения об утилизации в МВД пробьют машину по базам данных угнанных авто и на подделку номеров. Также предприятия, которые проводят утилизацию, должны будут предварительно провести техэкспертизу автомобиля. Пригодные детали выставят на продажу. Остальное отправят на металлолом. Перерабатывать машины будут за счет государства. Однако фискалы уверяют – это ничего не будет стоить госбюджету: продажа пригодных деталей окупит затраты.

"Реализация проекта акта не предусматривает дополнительного привлечения средств из Государственного бюджета Украины. Затратная часть процесса утилизации будет покрываться за счет средств, полученных от утилизации транспортных средств", – отмечается в аналитической записке проекта.

Не все автомобили, которые перешли государству, утилизируют. Машины, пригодные к эксплуатации и соответствующие эконормам могут быть растаможены по существующим тарифам и проданы. Также фискалы могут передавать конфискованные автомобили государственным структурам. Например, в социальные службы.

Эти нововведения пока что обсуждаются.

Кто пострадает от проекта

По статистике, в Украине порядка 50 тысяч нерастаможенных машин, по неофициальным данным – один-полтора миллиона. Каждые пять дней украинцы с незарегистрированными авто должны пересекать границу. Из-за этого их называют "пересичниками". Собственники таких автомобилей озвучивают две причины, почему они не растамаживают покупку: высокие налоги и запрет на ввоз авто старше 2010 года. В мае Петр Порошенко поручил Кабмину урегулировать ввоз в страну авто на иностранных номерах.

 Уклонистов от уплаты налогов на автомобиль начали жестче штрафовать. Недавно Киевский апелляционный административный суд постановил взыскать с владельца Mercedes-Benz E320 на литовских номерах штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей – 1,68 млн грн. Mercedes на иностранной регистрации принадлежал жителю Черкасс. 22 декабря 2016 года ГФС выписала ему такой штраф за нарушение таможенных правил.

По разным оценкам, в украинцев от 50 тысяч до миллиона нерастаможеных авто. Фото: zr.ru

Сами собственники нерастаможенных автомобилей хотят не только снижения налогов, но и отмены экостандарта Евро-5. Он не разрешает ввозить в Украину автомобили, произведенные до 2010-го. "Пересичники" в основном покупают авто устаревших стандартов – они в два-три раза дешевле. На сайте объявлений украинцам за 1500-2000 долларов предлагают купить нерастаможенные автомобили 1997-2010 годов выпуска. Именно эти авто и подпадают под утилизацию. Нерастаможенные машины поновее фискалы могут перепродать, правда, покупателю придется заплатить и за растаможку.

"Мы предлагаем зафиксировать льготные ставки акциза, принятые летом 2016-го на постоянной основе или убрать требование о Евро-5.  А также ввести налоговую амнистию для автомобилей, которые уже ездят транзитом. Дать возможность таким людям растаможить автомобиль по льготной ставке акциза", – говорит Василий Антонюк, замглавы Западноукраинской ассоциации собственников транзитных автомобилей во Львове.

Как наказывают нарушителей закона

Адвокат по таможенному праву Ольга Николаенко отмечает, что в Украине законодательство позволяет бороться с нелегальными авто штрафами и конфискацией. Однако в стране слабо взаимодействуют таможенная служба и полиция.

"Полиция не может отследить, в каком режиме и на каких основаниях находится тот или иной автомобиль с иностранной регистрацией. Есть морально-этическая проблема: мы понимаем, что граждане могут и должны пользоваться дешевыми авто, а с другой стороны – есть международные обязательства и правовые нормы.  Поскольку государство заняло бездеятельную позицию, проблема с нерастаможенными автомобилями растет как снежный ком.  Уже сейчас собственники нерастаможенных авто требуют особых условий. По закону нужно составлять протоколы и изымать такие автомобили. Законодательно все урегулировано, но ничего не выполняется", – отмечает исполнительный директор объединения "Таможенные адвокаты".

Нерастаможенные авто старше 2010 года подлежат утилизации. Фото: avto-util.com

Без регистрации ездить на машине с иностранными номерами украинцы могут пять дней в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях. Иностранцу пользоваться нерастаможенной машиной можно не больше одного года.

Если автомобиль находится на одни сутки больше, чем положено Таможенным кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен. Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток – 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец – машину могут конфисковать. Машину украинца могут арестовать, если он откажется платить штраф.

Что грозит украинцам, которые нарушили Таможенный кодекс:

  • Автомобиль задержался в Украине на сутки – штраф 85 гривен 
  • От 1 до 10 суток – штраф 3400 гривен 
  • Более 10 суток – штраф 8500 гривен 
  • Отказался платить штраф – автомобиль арестуют

Если же иностранец завез в Украину автомобиль, а вернулся на родину без него, украинские правоохранительные органы могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя. Кроме того, машины без регистрации могут объявить в розыск.

 

Читайте также

Что грозит украинцам на машинах с иностранными номерами: когда могут забрать авто и какие штрафы

Тысячи украинцев ездят на нерастаможенных автомобилях. Ездить без регистрации на машине, которую украинцы завезли сами, можно всего лишь пять дней в пределах одной области и 10 дней – в нескольких областях. После этого нужно либо снова пересечь государственную границу и счетчик обнулится, либо заплатить за растаможку. Нарушителям грозят большие штрафы.

Авто на еврономерах: как легализовать полтора миллиона "пересичников"

В Украине, по разным оценкам, от 50 тысяч до полутора миллиона нерастаможенных автомобилей. За дешевыми подержанными авто украинцы ездят за границу. А чтобы не платить налоги, не снимают машину с иностранной регистрации. По закону на транзитном авто в Украине можно находиться 5-10 дней.

Украинцы теперь могут без пошлин везти б/у авто из Канады

С 1 августа 2017 года начало действовать cоглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой. Таким образом, авто канадского происхождения должны подешеветь как минимум на 10-12%, пишет AutoNews.

Несмотря на различные трактовки cоглашения? нулевые ставки пошлин на автомобили из Канады все-таки начали действовать. Об этом сообщили в Государственной фискальной службе Украины.

Украинцы рассказали, сколько готовы платить за растаможку авто

Сегодня многие украинцы возмущены стоимостью растаможки авто. Можно дешево купить и привезти автомобиль из Европы, но при растаможивании нужно заплатить в три, а то и в шесть раз больше стоимости автомобиля, пишет ICTV.