Контейнеризация, часть 3

Проблемы контейнеризации перевозок опасных грузов

В Европе проблемами контейнеризации перевозок опасных грузов занимается Группа экспертов по перевозке опасных грузов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. В рекомендациях этого органа фигурирует «контейнер-цистерна» емкостью 0,45 м3 и более, которая используется для перевозки жидких, газообразных, порошкообразных и гранулированных веществ.

подвижные детали конструкции изготовляются из нержавеющей стали

Содержание и построение упомянутых правил и рекомендаций различных международных организаций вызывают определенные возражения и замечания.

Так, например, съемные цистерны, которыми занимается Подкомитет ИМКО, предназначены только для морской перевозки жидких опасных грузов. Между тем они заполняются грузоотправителем. Порты лишь переправляют их на морские суда. Так что в большинстве случаев, прежде чем доставить цистерны в морской порт, их перевозят другими видами транспорта. Аналогично положение и при выгрузке цистерн с морских судов. Правила же игнорируют этот факт. В них не упоминается о том, что конструкция морских съемных цистерн должна соответствовать возможностям подвижного состава и перегрузочного оборудования других видов транспорта.

По конструкции и оборудованию съемных цистерн рекомендации хотя и имеются, но часто носят расплывчатый, неконкретный характер. Отсутствуют рекомендации по тем вопросам, которые представляют наибольший интерес для эксплуатационников и моряков (например, о дополнительном оборудовании судов при перевозке съемных цистерн; о мерах, которые необходимо принять при неисправности цистерны иа борту, при возникновении или угрозе возникновения пожара и в других аварийных ситуациях).

Особенность морской перевозки опасных грузов в контейнерах цистернах заключается в том, что каждое отдельное место содержит большое количество груза. Причем, разные грузы обладают не одинаковыми видами и степенями опасности. Поэтому при аварийной ситуации, если даже не учитывать опасность отравления или загрязнения моря, технически непросто выбросить за борт неисправную цистерну, вес которой доходит до 15 — 20 т и более. Видимо, по соображениям безопасности, суда, перевозящие опасные грузы в съемных цистернах, должны иметь соответствующие грузоподъемные средства. Из этих же соображений, на наш взгляд, следует запретить перевозку опасных грузов в съемных цистернах на специализированных наливных судах.

Недостаточно оправдана и разработка отдельных правил по каждому из трех типов съемных цистерн в рекомендациях ИМКО. Правила эти отличаются друг от друга лишь в деталях. Особенности перевозки опасных грузов в каждом из типов цистерн целесообразнее было бы отразить в рамках единых правил.

Цистерны, предназначенные для перевозки воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки до 55° С и газов, должны заземляться; подвижные детали конструкции изготовляются из нержавеющей стали. Наличие в контейнере-цистерне системы вентиляции и предохранительных устройств зависит от давления паров содержимого.

Коэффициенты заполнения контейнеров-цистерн жидкими грузами рассчитаны так, чтобы в зависимости от вида и степени опасности груза, а также от устройства и оборудования цистерны, жидкость при температуре 50° С занимала от 95 до 100% объема.