Дважды обогнул Земной шар

Несколько лет назад в сильный туман из Кронштадта

290 лет со дня рождения Ф. И. Соймонова (1682—1780 гг.), русского гидрографа, картографа, составившего карту Каспийского моря, на которой впервые были даны относительно правильные очертания береговой линии.

Гибель «Титаника» способствовала разработке и пересмотру многих устаревших правил строительства, эксплуатации и обеспечению безопасности мореплавания и спасанию жизней экипажа и пассажиров на море. О гибели «Титаника» рассказывается в повести Гюнтера Крупката «Корабль обреченных», которую мы начинаем публиковать с этого номера в разделе «В дальних плаваниях».

130 лет со дня смерти Жюля Дюмон-Дюрвиля (1790— 1842 гг.), известного французского мореплавателя. Он дважды обогнул Земной шар, нанес на карту часть берегов Новой Зеландии, Новой Гвинеи и других островов.

Четверо отважных полярников начали вести научные наблюдения на первой дрейфующей станции СП-1. Дрейф льдиныпродолжался около девяти месяцев. Участники экспедиции собрали большой научный материал о природе и физических процессах центральной части Северного Ледовитого океана.

300 лет со дня рождения Петра I (1672 г.). В трудах классиков дана научная характеристика личности и деятельности Петра I, вскрыта классовая природа его преобразований и показано их исторически-прогрессивное значение. Особый интерес Петр I проявлял к морскому делу. При нем были открыты: в Москве — школа математических и «навигацких» наук; в Петербурге — морская академия. Он лично владел большими знаниями в области математики, кораблестроения и навигационного дела. Недаром Пушкин писал о нем: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...» Простудившись осенью 1724 г. во время спасания экипажа гибнувшего судна в Финском заливе, Петр I тяжело заболел и 28 января 1725 г. умер в Петербурге.

«Несколько лет назад, в сильный туман, из Кронштадта в Петербург должен был идти пассажирский пароход «Веста». Шкипер его Степан Пукки заявил публике, что несмотря на туман, он пойдет, и просил опасающихся пассажиров остаться на пристани. Отказались от поездки весьма немногие. «Веста», противу правил, шла полным ходом и пришла к пристани по расписанию, минута в минуту. За такую храбрость шкипера следовало бы, по меньшей мере, лишить права командования судами, но «победителей не судят». Публика поднесла ему ценные золотые часы и признала Пукки удалым командиром, а администрация оставила его продолжать службу до смерти».

 

«Торговые обороты Архангельского порта быстро уменьшаются, с — 10-ти милл. руб. в 1880 г. они понизились до 5-ти миллионов и угрожают дальнейшим падением. В местной промышленности полный застой. Город обеднел до того, что не имеет средств для удовлетворения самых неотложных нужд. Между тем, с торгово-промышленным положением Архангельска, с условиями развития его торговли, тесно связана участь промыслового населения не только всего Поморья, от границ Норвегии до Уральского хребта, но, также, и всей северовосточной части Вологодской губернии и северо-западной части Вятского края. Отрезанный от железно-дорожной сети и от внутренних водных путей России, Архангельский порт существует почти исключительно отпуском леса; но заграничная торговля этим товаром также быстро клонится к упадку, потому что ценные леса по берегам сплавных рек уже вырублены, а проникать лесопромышленникам далее, вглубь, нет возможности, вследствие бездорожья».