Траектория нового относительного

Инерция и относительная траектория судна. При решении задач расхождения на маневренном планшете с учетом инерции представляется удобным введение понятия средней скорости, которую будет иметь судно от начала маневра до момента кратчайшего сближения. Проведенный при этом новый относительный курс в виде прямой линии, строго говоря, не будет соответствовать перемещению эхо-сигнала наблюдаемого судна. Траектория нового относительного курса при гашении инерции судна в действительности будет криволинейной. Для ее расчета и анализа можно применить комбинированный графический метод истинной и относительной прокладки. Его сущность для наглядности можно проиллюстрировать на примерах конкретных судов.

На графике приведена кривая тормозного пути для реверса полный вперед-стоп, полученная из натурных испытаний английского танкера водоизмещением около 20000 т.

Допустим, что наше судно следует истинным курсом 0° со скоростью 15 узлов. В фиксированные моменты времени нанесли на маневренный планшет эхо-сигналы судна, обнаруженного на экране радиолокатора.

Убедившись, что пеленг не меняется в 01. 06, мы дали «Стоп». Строим треугольник скоростей, например, за 6-минутный промежуток времени; на протяжении истинного курса наблюдаемого судна ИКв наносим в выбранном масштабе через определенные промежутки времени (в нашем случае через 3 мин) ожидаемые местонахождения наблюдаемого судна (точки 1, 2, ..., 7); проводим из центра планшета 0 истинный курс нашего судна ИКн и, используя кривую, приведенную на рис. 1, откладываем расстояния, проходимые судном за 3-минутные промежутки времени. Отложив их на ИКн, получим соответственно точки 1, 2, ..., 7; снимаем пеленги на наблюдаемое судно 1—1, 2—2, 7—7 и соответствующие им расстояния d\, d2> — > df, проложив пеленги из центра планшета и отложив на них расстояния, получим определяющие точки 1', 2', , 7'. Соединив их плавной кривой, получим ожидаемую траекторию относительно перемещения наблюдаемого судна.

 

Как видно из построения, криволинейная траектория Кр\ смещена от прямолинейного относительного курса Крь проведенного с учетом средней скорости, к центру планшета. Максимальная величина смещения в данном случае составляет около 0,3 мили.

Читайте также

Данные теплохода «Балтийск»

Решим подобную задачу для реверса полный вперед — полный назад. Для этой цели возьмем данные теплохода «Балтийск» водоизмещением 12 740 т, скоростью 15 узлов, тормозной путь которого при реверсе с полного вперед на полный назад равен 0,52 мили, время торможения — 4 мин 10 сек.

Основные характеристики нового судна

Анализируя относительные курсы и скорости всех обнаруженных объектов, находящихся в пределах 17 миль от своего судна, он выделяет 40 наиболее опасных и высвечивает на экране в 12-мильной зоне векторы их относительных скоростей за 12 минут. Видя длину и направление векторов, легко оценить ситуацию в целом. Критериями опасности являются дистанции и время кратчайшего сближения.

Предвычисленное относительное движение должно учитывать инерционные характеристики судов

  • Наносим на маневренный планшет или на чистый лист бумаги местоположение эхо-сигнала наблюдаемого судна;
  • определяем его курс и скорость. В нашем примере ИКв=270°, = 16 узлам;