Схема комплексной автоматизации судна

Рассмотрим возможную схему комплексной автоматизации судна с единым центром управления. Она состоит из единого координирующего центра (универсальной ЭЦВМ) и следующих систем:

  • пульта управления всей системой;
  • датчиков навигационной информации; предупреждения столкновения судов;
  • контроля и диагностики судовых энергетических установок;
  • дистанционного управления судовой силовой установкой;
  • стабилизации судна на заданной траектории;
  • На универсальную ЭЦВМ возлагается решение следующих основных задач:
  • вычисления координат места судна;
  • расчета плавания по локсодромии и ортодрамии;
  • комплексирования навигационных систем;
  • автоматического вождения судна;
  • решения задач расхождения с судами;
  • составления грузового плана судна и планов погрузки и выгрузки, с учетом остойчивости и допустимых напряжений в корпусе;
  • контроль за состоянием корпуса;
  • эксплуатационные и экономические расчеты;
  • контроль и координация работы систем местной автоматизации.

Универсальная судовая ЭЦВМ должна обладать разрядностью, достаточной для решения с необходимой точностью всех задач управления, возможностью решения задач в режиме разделения времени, иметь большой объем оперативной и постоянной памяти. Особое внимание уделяется в этих системах преобразователям исходной информации в дискретную и наоборот, а также методам отображения информации.

 

К системе датчиков навигационной информации относятся автономные — лаг, гирокомпас, магнитный компас, приборы времени —и неавтономные — приемоиндикаторы радионавигационных систем, систем определения места судна по навигационным искусственным спутникам земли, а также эхолот и гидролокатор.

Читайте также

Ввод исходной информации в вычислитель

Автономные и неавтономные датчики навигационной информации совместно с универсальной ЭЦВМ обеспечивают автоматическое определение координат места судна и могут рассматриваться, как самостоятельная система.

Системы контроля и диагностики судовых силовых установок

Навигационные ЭЦВМ часто ограничены решением следующих задач: счислением пути судна по автоматически вводимым данным от лага и гирокомпаса; вождением судна по заданной траектории, по локсодромии или ортодромии по счислению, а также его коррекцией по обсервованным координатам;

Изменение физических свойств морской воды вблизи корпуса судна

В поисках синтетического заменителя дельфиньей кожи стали испытывать модели судов, обшитые фтористым этиленом, уретановой смолой на полиэфирной основе и другими видами синтетических материалов. Эта работа считается весьма перспективной. Изыскиваются и другие возможности.

Значительное влияние на показатели работы судна

Влияние обрастания различных частей корпуса и винторулевой группы на скоростные показатели судна неодинаково. Известно, что толщины пограничного слоя и ламинарного подслоя в носу судна минимальные и увеличиваются к корме. Если обрастатели выступают за толщину ламинарного подслоя, то они разрушают его, делая турбулентным, и сопротивление движению судна возрастает.