Значительное влияние на показатели работы судна

Влияние обрастания различных частей корпуса и винторулевой группы на скоростные показатели судна неодинаково. Известно, что толщины пограничного слоя и ламинарного подслоя в носу судна минимальные и увеличиваются к корме. Если обрастатели выступают за толщину ламинарного подслоя, то они разрушают его, делая турбулентным, и сопротивление движению судна возрастает. Поэтому даже незначительное обрастание носовой оконечности судна приводит к заметному снижению скорости.

Значительное влияние на показатели работы судна оказывает шероховатость гребных винтов. Исследования в этой области показали, что из-за падения к.п.д. винта при обрастании лопастей и ступицы для обеспечения заданной скорости потребная мощность главного двигателя может возрасти в 1,5—2 раза. У судов Черноморского пароходства обрастание винтов уже через 1—1,5 года после докования увеличивает эту мощность до 13%.

В целом, если экипаж не использует стояночное время для очистки переменного пояса, за междоковый период (составляющий для судов пароходства около полутора лет) можно ожидать 30—40-процентного увеличения сопротивления.

Как показывает опыт, очистка корпуса и винто-рулевой группы от обрастания силами экипажа может снизить сопротивление на 15%, а в некоторых случаях даже больше. На рис. 3 представлено увеличение мощности главного двигателя одного из судов серии «Коммунист» в зависимости от времени после докования для скорости 16,5 узла. Кривая 1 соответствует неочищаемому корпусу, кривая 2 — очищаемому. Из рисунка видно, что, если во время стоянок не производить очистку корпуса и гребного винта, следует ожидать двукратного увеличения мощности главного двигателя по сравнению с очищенным корпусом.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть важность очистки корпуса и гребного винта на стоянках силами экипажа. Это позволяет в период между докованиями эксплуатировать суда с более высокими скоростями, повышает провозную способность флота, дает значительный экономический эффект.

 

В настоящее время ня большинстве теплоходов все механизмы, в том числе и те, которые обслуживают главные двигатели, приводятся в действие электроэнергией. Мощность электространиии зачастую составляет 25% и более мощности главных двигателей. Поэтому если 60—70 лет назад, на заре теплоходостроения, термин «вспомогательные двигатели» отражал действительное назначение дизель-ге-нераторов, так как они служили главным образом для освещения судна и питания электроэнергией незначительной части оборудования, то теперь их роль на теплоходе в корне изменилась. Однако мы по-прежнему продолжаем употреблять выражение «вспомогательные двигатели».

Читайте также

Изменение физических свойств морской воды вблизи корпуса судна

В поисках синтетического заменителя дельфиньей кожи стали испытывать модели судов, обшитые фтористым этиленом, уретановой смолой на полиэфирной основе и другими видами синтетических материалов. Эта работа считается весьма перспективной. Изыскиваются и другие возможности.

Новый тип главного двигателя - газотурбинные установки

Современные паротурбинные установки имеют приблизительно равнозначные с дизелями технико-экономические показатели в диапазоне мощностей от 25 тыс. до 40 тыс. л. с. При мощностях свыше 40 тыс. л. с. преимущества оказываются на стороне паровых турбин.

Вновь строящиеся суда

Второе главное направление борьбы за скорость — это снижение сопротивления движению судна. Здесь можно выделить два основных пути: совершенствование формы корпуса судна и повышение пропульсивного коэффициента, и воздействие на пограничный слой жидкости, обтекающей корпус.