Изменение физических свойств морской воды вблизи корпуса судна

Следует отметить что борьба с трением не ограничивается

В поисках синтетического заменителя дельфиньей кожи стали испытывать модели судов, обшитые фтористым этиленом, уретановой смолой на полиэфирной основе и другими видами синтетических материалов. Эта работа считается весьма перспективной. Изыскиваются и другие возможности. В частности, разработано покрытие обшивки корпуса судна специальным материалом, имеющим рисунок шероховатости, подобный складкам наружной поверхности пилы-рыбы. В настоящее время идея подобных эластичных покрытий еще не нашла своего воплощения на практике, но продолжаются опыты по созданию материалов, которые обладали бы необходимыми упругими и демпфирующими свойствами.

Работы по другому направлению — изменению физических свойств морской воды вблизи корпуса судна — базируются в основном на введении в пограничный слой движущегося судна в микроскопических количествах (5— 10 г/м3) различных полимерных добавок. Подача в носовую подводную часть экспериментального судна раствора полимера позволила при той же мощности двигателя увеличить скорость хода почти на 50%- Нельзя не сказать, что этот метод ведет к загрязнению воды, окружающей судно.

Следует отметить, что борьба с трением не ограничивается рассмотренными выше направлениями. Отдельные зарубежные фирмы изыскивают и другие методы воздействия на пограничный слой жидкости. Примером, в частности, является попытка уменьшить сопротивление трения за счет образования специальной каверны, которая смогла бы сократить площадь непосредственного контакта корпуса судна с обтекающей его жидкостью. Интересную работу выполнили французские специалисты, разработавшие модель судна, у которого с помощью специального насоса набегающий поток воды всасывался через входные отверстия, расположенные в носовой подводной части корпуса, и затем выбрасывался через кормовые щели.

 

Некоторые исследователи пытаются снижение сопротивления движению судна решить также за счет его перевода из водоизмещающего в надводный или подводный режим плавания. Однако если первое направление работ развивается довольно успешно и уже в настоящее время сотни судов на подводных крыльях и воздушной подушке перевозят пассажиров и грузы, то работы по созданию подводных транспортных средств, хотя их многие и считают перспективными, до сих пор еще находятся в зачаточном состоянии.