В настоящее время портовики начали принимать контейнеровоз «Сестрорецк» ячеистого типа, на 219 двадцатифутовых контейнеров, работающий на линии Ленинград — Лондон. Теплоход «Изан Черных» на 108 двадцатифутовых контейнеров будет работать на линии Ленинград—Роттердам.
В связи с этим поток контейнеров увеличится в 2,5— 3 раза. Учитывая неравномерность подхода судов, нехватку портовых рабочих в отдельных случаях возрастут трудности с затаркой и растаркой контейнеров.
Поэтому проблема доставки контейнеров «от двери до двери» станет еще более актуальной. Для ее решения потребуется помощь всех заинтересованных предприятий и организаций порта по переработке большегрузных контейнеров.
В газете «Водный транспорт» за 20 июня 1970 г. была помещена шутка: капитана, вернувшегося из плавания в Лабрадоре, спросили, что хуже — туманы или штормы?
— Хуже всего бумаготворчество,— ответил он-— Я плаваю 22 года. Когда начинал свою морскую карьеру, мне было достаточно судового журнала и одной папки. А теперь посмотрите, какая масса скоросшивателей! Если меня пощадит море, то я утону в бумагах.
Эти слова довольно точно отражают действительность. За последние годы значительно усложнилась система управления флотом, потребовалась масса дополнительных сведений. Сократились сроки получения информации, возрос объем и соответственно увеличились трудозатраты на ее обработку. Анкетный опрос комсостава судов в Северном пароходстве, например, показал, что ведение учета и составление отчетности занимает от двух до четырех часов в сутки на каждого штурмана и механика дополнительно ко времени несения вахт. И не удивительно: насчитывается 312 форм документов, ведущихся на судах. Причем в это число не вошли различные справочные документы, навигационные карты и пособия, поддержание которых на уровне современности занимает много времени у третьих помощников, а также документы по партийной, профсоюзной, комсомольской и общественным линиям. Ниже приводится таблица, в которой указано общее количество документов и их распределение по заведованиям выдвинутых производственными условиями. Так, например, в Северном пароходстве до сих пор нет новых форм документации по механической части, разработанных Главсудо-мехом, за исключением машинного журнала ТЭ-1.
Отсутствие единого руководства в этом важном деле может отрицательно сказаться в дальнейшем при упорядочении связи судов с береговыми организациями, при механизации учета и отчетности с помощью электронно-вычислительных машин, и особенно при внедрении автоматизированной системы управления морским транспортом.