Величина наибольшего бокового смещения Абтах прямо пропорциональна расстоянию D от точки максимального смещения судна до ориентира и синусу курсового угла течения qr в начальной точке движения и обратно пропорционально отношению скорости судна к скорости течения m= Т7.
Величина бокового смещения судна с линии заданного пути увеличивается с уменьшением значений тис приближением курсового угла течения к 90°.
Наибольшее смещение судна с оси фарватера будет находиться на расстоянии около D0 от исходной точки движения.
Для оценки величины Дб max СО" ставлен график для наиболее неблагоприятного случая плавания, когда курсовой угол течения равен 90°. Задаваясь наибольшей возможной скоростью течения в данный момент и рассчитав величину т, по графику, находим максимальное смещение судна с линии заданного пути. В приведенном на рисунке примере для £>о=35 миль и га = 4, величина Лбшах равна 3 милям и будет находиться на расстоянии около 24,5 мили от точки начала движения судна.
Нередко бывают случаи, когда указанный простой способ плавания может быть опасным из-за выхода судна за ограждающие линии фарватера или судового хода при проходе узкостей.
В тех случаях, когда предварительный расчет покажет, что смещение судна с линии заданного пути является опасным для прохождения узкости, необходимо определить угол сноса и учесть его при задании курса рулевому. По возможности угол сноса лучше всего определить известными в навигации способами по ориентирам, расположенным вблизи, на траверзе судна. Если такой возможности нет. угол сноса можно определить по тому предмету, по которому корректируется курс.
Величину угла сноса судна можно определить и графически по отношению начального расстояния до ориентира, величине плавания, при которой пеленг на предмет изменяется на 1°.
В практике судовождения при плавании переменными ходами как на один ориентир, так и по створам может потребоваться определение угла сноса для различных режимов работы машины (скоростей). Для этого можно рассчитать и составить подробный график для нахождения новых значений угла сноса в зависимости от величины т и курсовых углов течения.