Немного хроники. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» заложен на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде 17 июля 1956 года. Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Сдан в эксплуатацию 3 декабря 1959 года. Напомним его основные размерения: длина 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,4 м, водоизмещение 19000 т, скорость 18 узлов, мощность 44000 л. с. (четыре турбины). Для сравнения: мощность «дедушки» ледокольного флота «Ермака» составляла 9 400 л. с.
Шесть навигаций провел атомоход «Ленин» в Арктике. Потом ремонт, модернизация атомной паропроизводительной установки, и снова водит он караваны по самым трудным ледовым трассам.
В мире пока немного судов с атомными энергетическими установками: в США — «Саванна», в ФРГ — «Отто Ган», в Японии строится «Мутсу». Поскольку ни одно из них до сих пор не вышло из стадии эксперимента, «Ленин» был и остается единственным атомоходом, практически используемым в судоходстве.
Встреча в карском море. Раньше в этих местах навигация закрывалась задолго до ноября. А теперь она была в самом разгаре. Морозы между тем крепчали, и лед день ото дня становился все толще и толще. Теплоход «Восток-5» шел по ледовому каналу. Даже его видавший виды экипаж в такие поздние сроки впервые шел в Арктику. Люди одевались во вег теплое и с удовольствием вспоминали недавние рейсы в жаркие страны.
— Ну и край,— говорил балагур и весельчак электромеханик,— только приляжешь, а сна как не бывало. То льды трещат, то медведи в иллюминатор заглядывают.
Белое безмолвие окружало нас. Насколько можно было видеть в условиях полярной ночи, когда солнце покажется только краешком, а скоро исчезнет совсем, кругом снега и снега. Вот песец у нас по корме пересек уже замерзший канал. Как ни напрягал я зрение, белых медведей пока не видно. Впереди шло большое и странное судно без трубы.
— «Восток-5», «Восток-5»! Я ледокол «Ленин». Здравствуйте, Николай Владимирович.