— «Капитана Мелехова» ждем. Да, далеко он еще. Би-скай проходит. А там — шторм.
Мы говорили о многом: о ледоколах, о застрявших судах с грузом лимонов, об эффективной эксплуатации флота.
— Бывают случаи, что и наука не выручает. Просто, казалось бы, погрузить железобетонные шпалы. А как? Нигде, ничего об этом нет.
— Видно, опыт надо обобщать, ситуации различные.
— Эксплуатацией флота слабо в научном плане занимались. Больше техническими вопросами.
В службе перевозок АМП вслед за словом «лед» чаще всего повторялось слово «бункер». То его нет, то он не тот, какой нужен. Из-за этого подолгу простаивали многие суда, бункеровавшиеся в портах Азово-Черноморского бассейна.
Я вспомнил, что и на Балтике проблема бункера — жгучая. И решать ее необходимо как можно скорее. Само дело этого требует: с одной стороны, флот простаивает, с другой — пароходства вынуждены разрешать судам бункероваться за границей, расходуя инвалюту. Надо сказать, что и другие проблемы снабжения судов требуют своего решения. На диспетчерских совещаниях вопросы эффективности работы флота почти не затрагиваются. Вся полемика ведется вокруг обеспечения судов различными видами снабжения: от рукавиц до бункера. Посмотрите диспетчерские приказы.
Диспетчерский приказ — документ заслуживающий внимания. Легкий, оперативный, на одну страничку материал диспетчерских совещаний. В нем все — и приказания, и простои, и вводы-выводы из эксплуатации. Я просмотрел их более сорока и не нашел в них ни слова по чисто эксплуатационным вопросам. Зато сплошь и рядом об автомашинах со снабжением, о бензовозе, стирке белья, запчастях и т. д. Но ведь без этого в рейс не выйти. В широком смысле это тоже эксплуатация.
— Что вы считаете главным в работе по эффективному использованию флота?—спрашивал я групповых диспетчеров пароходства.
— Взаимоотношения капитана с групповым диспетчером.
— Знание личных и деловых качеств капитанов судов группы.
— Чтобы «не возить воздух», надо знать своих капитанов и постоянно контролировать работу судов группы.