В настоящее время суда флота рыбной промышленности обрабатываются и обслуживаются в морских рыбных портах и в портах Министерства морского флота. Как показывает опыт коммерческих взаимоотношений Министерства рыбного хозяйства СССР (МРХ) и Министерства морского флота, это экономически целесообразно и нашло свое отражение в ряде междуведомственных соглашений, а также договоров, заключаемых между морскими торговыми портами и судовладельцами рыбной промышленности.
Использование как своих портов, так и портов ММФ обусловлено необходимостью рассредоточения рыбопромыслового флота с целью его скорейшей обработки.
Проанализируем коммерческие взаимоотношения ММФ и МРХ на примере объединения «Каспрыба» и Каспийского морского пароходства.
За последние годы рыбопромысловый флот Каспийского бассейна пополнился большим количеством крупных судов автономного плавания, которые использовались малоэффективно из-за недостаточной пропускной способности морских рыбных портов. Положение особенно обострялось в зимний период, когда из-за ледовой обстановки прекращается проход рыбопромысловых судов в Астраханский морской рыбный порт. Поэтому объединение «Каспрыба» пользуется услугами морских торговых портов Каспийского бассейна (Красноводск, Махачкала и др.), в которых ежегодно перегружается более 50 тыс. т рыбопродукции. Ввиду того что перевалка рыбных грузов в этих портах не регулировалась хозяйственными договорами, при разгрузке не соблюдались судо-часовые нормы и отсутствовала ответственность сторон за простои.
Министерством рыбного хозяйства и Министерством морского флота было достигнуто соглашение об упорядочении условий обработки и обслуживания судов флота рыбной промышленности в морских торговых портах Каспийского бассейна, в результате чего коммерческие взаимоотношения между этими организациями обрели более совершенную форму.
Транспортно-экспедиционные взаимоотношения между Дагестанским производственным управлением рыбной промышленности и Махачкалинским морским торговым портом строятся следующим образом. В Махачкалинском морском торговом порту обрабатываются суда Дагрыбхолодфлота по наиболее экономичному прямому варианту борт судна — вагон и судно-автомашина силами и средствами порта.