Контейнеризация, часть 1
В настоящее время морской транспорт перевозит около 2000 наименований грузов, которые по своим физико-химическим свойствам и транспортным характеристикам относятся к категории опасных; в грузообороте портов опасные грузы занимают до 25%. Ежегодно на рынке появляется около 500 наименований новых опасных веществ, значительная часть которых обычно поступает на морской транспорт. Отсюда понятен интерес, проявляемый многими международными и национальными транспортными организациями к технико-эксплуатационным и коммерческим проблемам, возникающим при транспортировке опасных грузов, в частности к проблеме обеспечения безопасности таких перевозок.
Большое внимание проблемам контейнеризации и регламентации перевозок опасных грузов уделяется в работе международных организаций (Подкомитет ИМКО по перевозке опасных грузов. Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, Комитет экспертов по перевозке опасных грузов ЭКОСОС ООН).
Подкомитет ИМКО разработал рекомендации по морской перевозке опасных грузов в съемных цистернчх (глава 13 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов). В соответствии с этими рекомендациями под съемной цистерной понимается металлическая цистерна емкостью не менее 450 л, предназначенная для переводи опасных жидких грузов. Это определение не включает в себя автомобили-цистерны, железнодорожные цистерны-вагоны, сосуды емкостью до 450 л и неметаллические цистерны. Цистерна не должна стационарно крепиться на судне и ее нельзя ни загружать, ни опорожнять, когда она находится на борту Погрузка наполненной цистерны на судно или ее выгрузка должны обеспечиваться обычными грузоподъемными средствами Таким образом, съемная цистерна для морской перевозки опасных грузов представляет собой многооборотную тару повышенной емкости типа специального контейнера, применение которого должно облегчить транспортировку определенных грузов. При этом имеется в виду, что перевозка опасных грузов в съемных цистернах по меньшей мере столь же безопасна, как и перевозка опасных грузов в других видах тары.
Все возрастающий объем морских перевозок опасных грузов требует внедрения в транспортный процесс передовых методов и современных технических средств. Расширяются контейнерные перевозки грузов. Осуществляется развитие контейнерной транспортной системы (КТС) для доставки грузов по схеме «дверь — дверь» от грузоотправителя до грузополучателя независимо от количества участвующих видов транспорта.
Внедрение контейнеризации особенно важно при транспортировке опасных грузов, так как значительные количества их обычно отправляются небольшими партиями, причем, в перевозке участвует несколько видов транспорта. Число перевалок таких грузов в ряде случаев достигает 6—8 и более, а комплексная механизация перевалочных работ в портах, как правило, не превышает 30—40%. Эти особенности стимулировали развитие контейнеризации перевозок опасных грузов как у нас, так и в ряде других стран (США, ФРГ, Англии, Италии, Франции, Японии).