Контейнеризация, часть 2
Рекомендации ИМКО составлены отдельно по цистернам трех типов:
- к первому относятся цистерны для перевозки жидких грузов, имеющих абсолютное давление паоов до 3 кг/смг при расчетной температуре 50° С- максимально допустимое рабочее давление 1,75 кг/см2 и выше; цистерны оборудованы предохранительными устройствами;
- ко второму типу принадлежат цистерны для перевозки жидких грузов с «низкой опасностью», максимально допустимое рабочее давление их менее 1,75 кг/см2; цистерны имеют предохранительные устройства,
- к третьему типу относятся цистерны для перевозки жидких грузов с абсолютным давлением паров до 3 кг/см* при температуре 50° С, не имеющие предохранительных клапанов.
В правилах приведены основные требования к конструкции цистерн, их материалу, опорным, подъемным и предохранительным устройствам, маркировке цистерн, указан порядок испытаний и осмотров цистерн.
Проблемой контейнеризации перевозок опасных грузов на разных видах транспорта в мировом аспекте занимается Комитет экспертов по перевозке опасных грузов ЭКОСОС ООН. Специально созданной Группой докладчиков по упаковке разработаны рекомендации о передвижных цистернах, включая съемные, предназначенных для смешанных перевозок. По терминологии Группы, под передвижной цистерной подразумевается цистерна емкостью не менее 450 л, являющаяся транспортным средством, специально предназначенным для облегчения перевозки жидкостей, газов и твердых веществ в порошкообразной и гранулированной форме одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов. Цистерна имеет опорную конструкцию или эквивалентный элемент, придающий ей стабильность. В загруженном состоянии цистерна может перемешаться с помощью подъемного устройства. Абсолютное давление паров перевозимой жидкости не должно превышать 3 кг/см2 при температуре 50° С.
По гидравлическому испытательному давлению передвижные цистерны разделяются на 6 классов, причем диапазон значений испытательного давления от 0,53 до 11,2 кг/см2. У цистерн, предназначенных для транспортировки морем, нижний предел испытательного давления принят 1,5 кг/см2. Соответственно, цистерны проектируются иа основе испытательного, а не общего давления содержимого, как это принято в правилах ИМКО. В рекомендациях содержатся и другие положения, отличные от содержащихся в правилах ИМКО.
Отдельные предписания для цистерн двух последних ти- п^в были включены в правила по предложениям США и ФРГ. Цистерны первых двух типов предназначены для перевозки опасных грузов 3, 4, 5, 6, 8, 9-го классов (с некоторыми оговорками), цистерны третьего типа — для жидкостей 3-го класса.