Статья подняла важный вопрос о том, каким должно быть отечественное рефрижераторное судно. Автору этнх строк довелось совершить на теплоходе «Котовский» (типа «Чапаев») рейс Черное море — Куба — Эквадор — порты Европы, во время которого приходилось наблюдать поведение судна в различных погодных условиях. Не затрагивая всех вопросов, связанных с конструкцией и мореходными качествами судов этого типа, остановлюсь на их остойчивости.
Как показала практика эксплуатации, теплоход очень валкий. Для обеспечения его необходимой остойчивости обязательно приходится принимать балласт в топливные танки после их опрожнения. Нарушение этого правила приводило к таким ситуациям, когда на незначительном волнении при перемене курса судно ложилось на борт с креном до 30—35°. Нежелательность замещения расходуемого топлива балластом достаточно аргументирована в статье. Суда этого типа очень сильно реагируют на появление свободных поверхностей в танках. Большая валкость создает также тяжелые условия для работы и отдыха экипажа, увеличивает вероятность травматизма, а случайные нарушения инструкции по расходованию и замещению жидких запасов могут привести к аварийной ситуации.
При необходимых быстроходным судам острых обводах (а=0,725, 6 =0,555) у них высоко расположены грузовые помещения. С учетом слоя теплоизоляции палуба трюма № 1 возвышается над основной плоскостью на 2,4—3,4 м, трюма № 2 на 2—2,4 м, трюма № 3 — на 4—4,4 м, трюма № 4 — на 4,4—5 м. Неблагоприятное влияние на остойчивость судна оказывает и высокая жилая надстройка.
Особо следует остановиться на неудовлетворительной «Информации об остойчивости для капитана». Несмотря на то что она содержит 17 вариантов загрузки, пользоваться ею практически не приходится. Даже если взять самый простой вариант с полным грузом бананов, данные Информации расходятся с фактическими из-за вида упаковки. Например, вариант № 11 рассчитан на груз 1426 т бананов. При этом взят погрузочный объем банчей, т. е. веток бананов в бумажной упаковке. При перевозке очищен-ных бананов в картонных ящиках груза берется на 340 т больше, что существенно изменяет остойчивость.
Капитан теплохода «Котовский» В. А. Тншин разработал ряд удобных вспомогательных таблиц и графиков, позволяющих быстро производить оперативные расчеты остойчивости. В частности, им составлены таблицы потерь в метацентрической высоте при различных степенях заполнения каждого топливного и водяного танка. Построены графики возвышения центров тяжести партий груза в каждом грузовом помещении в зависимости от объема партии. По оси ординат графика нанесены возвышения центра тяжести груза иад основной плоскостью, по оси абсцисс — объем этой партии. На графике столько кривых, сколько грузовых помещений в данном грузовом отсеке: трюм, нижний, верхний и промежуточный твиндеки.