Увеличение остойчивости рефрижераторных судов

Опыт применения этих вспомогательных таблиц и графиков показал их большую практическую ценность. Желательно подобные расчеты выполнять заранее в проектно-конструкторском бюро и включать в Информацию об остойчивости.

Что касается увеличения остойчивости рефрижераторных судов, то предпочтительнее решать эту задачу не балластировкой, а конструктивными мерами: перепланировкой топливных и водяных танков, уменьшением на одну палубу высоты жилой надстройки (за счет удлинения) и сокращением ее веса, облегчением мачт или отказом от них с заменой стрел грузовыми кранами.

Решая вопрос об остойчивости рефрижераторных судов, следует в то же время учитывать, что бананы при перевозке лучше сохраняются в случае плавной качки. Поэтому суда, иа которых предполагается осуществлять такие перевозки, не должны иметь слишком большую метацентрическую высоту. Выход из этих противоречивых требований к остойчивости рефрижераторных судов может быть найден в применении пассивных успокоителей качки типа цистерн «Флюм» с использованием в качестве рабочей жидкости судовых запасов воды или топлива. В этом случае потери грузовместимости практически не будет, а потеря грузо подъемности выразится только весом конструкций метал лических выгородок цистерн.

Все эти предложения следует рассматривать как предварительные, нуждающиеся в соответствующей конструкторской проработке, но в любом случае остойчивость рефрижераторных судов должна быть улучшена.

Отечественный нефтеналивной флот наряду с другими судами пополняется танкерами типа «Великий Октябрь». Пятое судно серии — танкер «Керчь», на котором я работаю, — вступило в эксплуатацию в конце 1970 г. У него хорошие мореходные качества, надежный главный двигатель, однако в комплектации вспомогательных механизмов есть существенные недостатки, которые можно устранить на последующих судах этого типа.

Например, на танкере установлены питательные насосы ПНП-1М вспомогательных паровых котлов, вследствие чего котлы не обеспечивают полной спецификационной производительности (2x12 т/ч при давлении пара 10 атм) даже при заводских испытаниях. Из-за невозможности поддерживать постоянный уровень питательной воды в котлах при нагрузках около 14 т/ч, т. е. при грузовых операциях и мойке танков, защита по нижнему уровню воды останавливает котлы. К этому же приводит резкая остановка даже одного турбопривода грузового насоса.

 

Производительность питательных насосов должна составлять 130—160% от номинальной производительности обслуживаемых котлов (в нашем случае 31,5—38,5 т/ч), в то время как у ПНП-1М она составляет только 25 т/ч. Кроме того, были случаи выхода из строя корпусов этих насосов. А так как они отлиты из чугуна и ремонт их трудноосуществим, то приходится сразу менять весь корпус.

Читайте также

Для обеспечения необходимой остойчивости приходится принимать балласт

Статья подняла важный вопрос о том, каким должно быть отечественное рефрижераторное судно. Автору этнх строк довелось совершить на теплоходе «Котовский» (типа «Чапаев») рейс Черное море — Куба — Эквадор — порты Европы, во время которого приходилось наблюдать поведение судна в различных погодных условиях.

Основная причина недогруза - грубые расчеты остойчивости

Необходимо обратить внимание на то, что в диаграмме моментов веса кривая Мдоп вычерчена с учетом возможного обледенения, т. е. для наихудшего состояния. Поэтому, если Мрасч ложится на предельную кривую, остойчивость судна считается достаточной.

Предвычисленное относительное движение должно учитывать инерционные характеристики судов

  • Наносим на маневренный планшет или на чистый лист бумаги местоположение эхо-сигнала наблюдаемого судна;
  • определяем его курс и скорость. В нашем примере ИКв=270°, = 16 узлам;

Комплексное использование грузовместимости и грузоподъемности

Неточные расчеты-причина недогруза. В настоящее время в общем объеме морских международных перевозок пиломатериалы составляют более 4%. Мировой спрос на них достигнет, по оценке специалистов, 430 млн. м3. Одно из ведущих мест в экспорте пиломатериалов хвойных пород принадлежит нам.