Предвычисленное относительное движение должно учитывать инерционные характеристики судов

  • Наносим на маневренный планшет или на чистый лист бумаги местоположение эхо-сигнала наблюдаемого судна;
  • определяем его курс и скорость. В нашем примере ИКв=270°, = 16 узлам;
  • из точки местоположения эхо-сигнала, соответствующей началу выполнения маневра, строим вектор скорости наблюдаемого судна за определенный промежуток времени. В данном случае этот промежуток взят равным 6 мин;
  • из конца вектора VB откладываем вектор средней скорости Vhi, которую «Вятка» будет иметь за 6 мин;
  • из нового местоположения эхо-сигнала (01.12) делаем аналогичные построения;
  • получив определяющие точки и, соединив их плавной кривой, получим искомую траекторию относительного движения наблюдаемого судна.

После этого нетрудно определить расстояние и время кратчайшего сближения.

В нашем случае первое равно 2,55 мили, второе — 01 ч 25 мин. Как видим, во втором случае, т. е. при наличии графиков, решение выполняется более просто.

При конструировании автоматизированных радиолокационных систем для проигрывания предполагаемого маневра предвычисленное относительное движение должно учитывать инерционные характеристики судов. В особенности это касается крупно-тоннажных судов и судов с повышенными скоростями.

Со времени парусного флота мореплавание и метеорология были тесно связаны между собой. Первые простейшие наблюдения за состоянием атмосферы и моря начали осуществляться на кораблях, а первая метеорологическая служба в России, по сути дела, была создана для обслуживания флота.

И хотя в настоящее время в связи с возросшими размерами судов, мощностью их машин и скоростей они меньше зависят от стихии, не учитывать ее воздействия опасно. Поэтому обеспечение безопасности мореплавания остается одной из главных задач гидрометеорологической службы.

Эта служба имеет в своем распоряжении значительный научно-исследовательский флот. Рассмотрим, что представляют собой современные суда «погоды», какие задачи стоят вообще перед флотом гидро-метслужбы и каковы перспективы его дальнейшего развития.

 

Важнейшей задачей Главгидрометслужбы является оперативное обслуживание мореплавания и рыбного промысла прогнозами и штормовыми предупреждениями, сбор сведений о гидрометеорологическом режиме морей и океанов для включения их в лоции, составления различных справочников и пособий по морским течениям, ледовым условиям, волнению, ветровому и температурному режимам. В решении всех вопросов немалую роль играют специальные научно-исследовательские суда.

Читайте также

Траектория нового относительного

Инерция и относительная траектория судна. При решении задач расхождения на маневренном планшете с учетом инерции представляется удобным введение понятия средней скорости, которую будет иметь судно от начала маневра до момента кратчайшего сближения.

Данные теплохода «Балтийск»

Решим подобную задачу для реверса полный вперед — полный назад. Для этой цели возьмем данные теплохода «Балтийск» водоизмещением 12 740 т, скоростью 15 узлов, тормозной путь которого при реверсе с полного вперед на полный назад равен 0,52 мили, время торможения — 4 мин 10 сек.

Научно исследовательские суда гидрометслужбы

70-е годы нашего столетия можно без преувеличения назвать десятилетием интенсивного наступления человека на Мировой океан и значительного расширения научных исследований в нем.

В последние годы стала особенно актуальной проблема загрязнения Мирового океана. В ее изучении и других упомянутых работах активное участие принимают и научно-исследовательские суда гидрометслужбы.

Научно-исследовательские работы по изучению мореходных свойств судов

В лабораториях Одесского высшего инженерного морского училища ведутся научно-исследовательские работы по изучению мореходных свойств судов. Исследования воздействий штормовых ветров на надводные части судовых корпусов способствуют обеспечению безопасности плавания и сохранности грузов в длительных рейсах.