Быстрый рост торгового и рыбопромыслового флотов нашей страны, расширение районов плавания и рыбного промысла выдвинули новые повышенные требования к гидрометеорологическому обеспечению. Теперь, помимо обычного прогнозирования погоды, гидрометслужбой осуществляются проводки транспортных судов по наивыгоднейшим погодным маршрутам, спецобслуживание океанских буксировок крупных объектов и др.
Немаловажное значение имеют для отыскания косяков рыбы сведения, представляемые метеорологами об изменениях температуры и состояния, солености воды в различных районах промысла, морских течениях и т. п.
Трудно переоценить значение гидрометеорологических исследований для обеспечения плавания на Крайнем Севере. Все эти задачи уже невозможно решить только с помощью береговых станций и данных наблюдений за погодой, получаемых с транспортных и промысловых судов.
Первые придерживаются в океане определенных путей, вторые сосредоточены в относительно небольших районах ловли. Таким образом, большая часть Мирового океана остается неосвещенной на синоптических картах.
Кроме того, на обычном судне практически невозможно организовать запуск радиозондов и осуществить ряд других наблюдений, совершенно необходимых для гидрометеорологии.
Поскольку 3/5 земной поверхности занимает океан, состояние его поверхности и взаимодействие с атмосферой имеют исключительно важное значение в формировании климата и погоды в целом на земном шаре. Без изучения и наблюдения этого взаимодействия невозможно обеспечить долгосрочное прогнозирование. Поэтому в океан направляются корабли погоды — суда, специально оборудованные для гидрометеорологических наблюдений по полной программе, являясь одновременно опорными пунктами, которые. позволяют корректировать обширную информацию, получаемую от торговых, промысловых судов и метеоспутников; они вместе с судами погоды зарубежных стран образуют сеть морских плавучих обсерваторий, призванную обслуживать флот и авиацию.
Помимо работы в определенных точках, научно-исследовательские суда гидрометслужбы работают на так называемых «стандартных разрезах», плавая из года в год по одним и тем же маршрутам. Это позволяет проследить изменения, происходящие в атмосфере и океане, определить их влияние на климат материков.