Было бы, как говорят, полбеды, если бы только их название не соответствовало назначению. К сожалению, дело со «вспомогательными» двигателями обстоит значительно хуже. Проектанты, неправильно оценивая их роль на судне и соответственно подходя к их выбору, существенно ухудшают эксплуатационные качества судов Черноморского пароходства.
Многолетний опыт эксплуатации теплоходов показал преимущества малооборотных дизелей, работающих непосредственно иа гребные винты, перед другими типами главных двигателей. Но они, как правило, устанавливаются без навешенных насосов для подачи масла и воды. Таким образом, в части смазки и охлаждения главные двигатели оказались в зависимости от отдельно устанавливаемых электронасосов, питание которых электроэнергией осуществляется от общего электроспределительного щита. Казалось, бы, что из-за этого к надежности дизель-генераторов и всей системы коммутации электростанции, должны предъявляться не менее строгие требования, чем к главным двигателям. Однако этого не делается. Поэтому те показатели надежности, которые учитываются при выборе главных двигателей, не будут реализованы, если не решить вопросов непрерывной подачи к двигателям смазочного масла и охлаждающей воды.
Первичные двигатели судовых дизель-генераторов обычно облегченные и потому малонадежные. Они требуют частых моточисток и ремонтов, а это приводит к тому, что значительная часть трудовых затрат машинной команды приходится на профилактику и ремонт дизель-генераторов. И все же, несмотря на это, они являются слабым местом многих теплоходов.
Применение на судах полностью электрифицированных механизмов машинного отделения, вентиляции, кондиционирования, отопления и т. д. потребовало значительного повышения мощности судовой электростанции путем установки нескольких агрегатов. Однако, как показывает практика, при их параллельной работе, несмотря на наличие защитных устройств, нет гарантии, что не произойдет обесточивание потребителей даже при незначительном дефекте в работе одного из приводных двигателей. С применением автоматических устройств запуска механизмов вероятность обесточивания даже повысилась из-за возможного совпадения пусковых моментов у нескольких механизмов.
В момент перегрузки электростанции не всегда удается обеспечить работу электронасосов, обслуживающих главные двигатели. А малооборотные главные двигатели очень чувствительны к резким температурным колебаниям, и даже кратковременное прекращение подачи к ним масла и воды весьма опасно. В этом случае (а на некоторых двигателях и при падении давления в указанных системах) автоматически прекращается подача топлива в цилиндры. Однако двигатель еще некоторое время продолжает работать от движения судна, но уже без смазки и охлаждения.