В число судов Министерства морского флота, на которых предусмотрено установить новую грузовую марку, входят 9 теплоходов типа «Джанкой» Мурманского пароходства. Грузоподъемность каждого из них должна при этом увеличиться на 270 т, что даст экономический эффект порядка 20000 руб., в год по каждому судну.
Важно отметить, что новые правила позволяют при определенных условиях перевозить больше груза, чем это обычно допускается, не нарушая в то же время требований безопасности плавания.
Так, если порт погрузки находится во внутренних водах, то можно принять груза больше, чем предусматривается грузовой маркой, на величину веса топлива и других запасов, которые будут израсходованы до того, как судно выйдет в открытое море.
Если оно грузится в пресноводном порту, то грузовая марка может быть погружена в воду на величину поправки на пресную воду или пропорционально разнице между удельным весом морской воды (1.025) и удельным весом воды в порту погрузки.
Серьезным фактором, влияющим на безопасность плавания и на экономические показатели судна, является соответствие используемой грузовой марки сезонным зонам, в которых оно может находиться в течение рейса.
Грамотное применение всего комплекса требований Международной конвенции о грузовой марке позволяет капитану без ущерба для безопасности плавания полностью использовать грузоподъемность судна и этим улучшить экономические показатели работы своего судна.
При заполнении акта погрузки судоводители должны внимательно определять все необходимые величины, в частности, снимать осадку. На крупнотоннажных судах ошибка даже в 1 см приводит к ошибкам в расчете дедвейта на 40 т и более. Кроме того, такие ошибки могут приводить к перегрузу судна и денежным штрафам в иностранных портах.
Межправительственная Морская Консультативная Организация (ИМКО) в октябре приняла решение о введении на судах заграничного плавания новой тоннажной марки дополнительно к основной. Это сделано для того, чтобы повысить безопасность мореплавания. Дело в том, что многие судовладельцы шелтердечных судов делали в ряде помещений специальные отверстия, которые по действующим правилам обмера судов позволяли исключать объем этих помещений из валовой регистровой вместимости и снижать тем самым размер портовых, маячных, лоцманских и других сборов.
Известно, что не все страны признали тоннажную марку. Более того, администрации некоторых портов и тех стран, которые признали ее, чинят иногда препятствия при оформлении документов. Поэтому судоводители должны хорошо знать правила обмера судов, правильно пользоваться тоннажной маркой, чтобы не допускать переплаты инвалюты.