— Что касается рядового состава, то здесь нарушения формы наиболее часты. Да и носят ли рядовые моряки форменную одежду при исполнении служебных обязанностей? Нет! Такова специфика работы. Во всяком случае на грузовых судах. Так нужна ли существующая форма для рядового состава? А если нужна, может быть, целесообразно пересмотреть положение о ней, сделать ее более приемлемой. Если форма рядового состава будет сохранена, думаю, что нужно упразднить наплечные знаки, на почве которых немало курьезов случалось на флоте: то судовой токарь, желая придать себе больший вес, выдает себя чуть ли не за капитана, то стивидор или докер за границей обращается с деловым вопросом к матросу, принимая его за штурмана, так как разница в ширине наплечных нашивок для несведущего бывает почти неуловима.
Один из больших недостатков действующих знаков различия капитан-наставник Дальневосточного пароходства В. Ляшенко и многие другие известные моряки видят в том, что эти знаки в настоящее время в значительной мере способствуют обезличке специалистов. Предлагая ввести «серебряные» шевроны для берегового состава В. Ляшенко говорит:
— Для того чтобы получить право на четыре капитанские нашивки, требуется пройти сотни тысяч миль в морях и океанах, провести много бессонных, тревожных ночей, испытать штормы и ураганы, серьезные опасности. В то же время на берегу капитанские нашивки и нашивки других лиц командного состава присваиваются значительно легче и быстрее. Вот и получается, что сегодня «капитанов» с четырьмя золотыми нашивками на берегу куда больше, чем на флоте. Причем, многие из них никогда не плавали.
Ясно, что такое положение не только вызывает удивление и огорчение, но и порождает принебрежительное отношение к соблюдению форменной одежды со стороны плавающего состава флота.