Фрегат «Паллада»

В 1852 году фрегат «Паллада» под командованием вице-адмирала Е. Путятина отправился в дальнее плавание нз Балтики на Дальний Восток. На его борту находился известный русский писатель И. А. Гончаров, описавший впоследствии это путешествие в своей книге «Фрегат «Паллада». Корабль вошел в состав эскадры, которая вместе с экспедицией направлялась в, Японию для установления дипломатических связей.

Когда началась Крымская война, работа экспедиции была прервана. Фрегат включили во флотилию В. Завойко, и он принял участие в обороне Петропавловска-на-Камчатке. Позже корабль получил приказ следовать северу Татарского пролива, чтобы пройти в реку Амур. Но из-за большой осадки судна этого сделать не удалось.

После непродолжительной стоянки в бухте Де-Кастри (залив Чихачева) «Паллада» зашла в Императорскую (Советскую) гавань, где в 1855—1856 годах зазимовала Здесь фрегат был в полной безопасности. Англичане и французы тогда не знали о существовании этой бухты. И тем не менее царское военное министерство дало распоряжение потопить «Палладу».

В январе 1856 года «Паллада» была разоружена и затоплена своей командой в бухте Западной (бывший Константиновский пост). Моряки со слезгми на глазах прощались с кораблем. На берегу команда оказалась в тяжелом положении. Некоторые из матросов заболели цингой и умерли. Оставшиеся в живых пешком через Хунгари пришли в Николаевск-на-Амуре.

Со времени затопления «Паллады» прошло 117 лет. Затонувший фрегат обследовали три советские экспедиции ЭПРОНа — в 1932, 1934 и 1940 годах. Были даже проекты подъема «Паллады» с морского дна. Корабль лежит на глубине 18 — 20 метров. Теперь он полностью разрушен. Водолазам удалось лишь поднимать с него отдельные части корпуса, палубы, снаря- жения, такелажа. Некоторые предметы в качестве экспонатов переданы в Приморский краеведческий музей Владивостока.

На берегу Западной бухты сейчас возвышается обелиск, воздвигнутый советскими военными моряками в знак .памяти и глубокого уважения к экипажу исторического корабля.

Новое поколение советских моряков проявляет живой интерес к славной истории русского флота, воскрешает его лучшие традиции.

«...Кончилась навигация 1855 года,— писал контр-адмирал Г. Невельской,— неприятель, блокируя берега Татарского пролива, тщетно юкал наших судов: он не открыл даже Императорской гавани, в которой спокойно простоял блокшив фрегат «Паллада». Эта гавань так замаскирована берегом, что надобно знать очень хорошо ее положение, чтобы войти в оную. На всех картах того времени весь берег Татарского пролива показан прямым, скалистым».

Так оценивал Г. Невельской возможность безопасной стоянки фрегата «Паллада» в Императорской гавани. Поэтому распоряжение военного ведомства о затоплении фрегата до глубины души возмутило Г. Невельского. Уже будучи в отставке, он написал письмо с протестом В. Завойко, который командовал тогда на этом театре военных действий. Однако затопление фрегата предотвратить не удалось.

Читайте также

Именем шлюпа «Восток» Беллинсгаузен назвал один из островов

Это кругосветное путешествие продолжалось 751 день, шлюпы прошли 49860 миль, причем плавание их было часто сопряжено с большими трудностями: приходилось пробиваться среди ледяных гор, преодолевать туманы, снегопады. Экспедиция была хорошо подготовлена и снабжена, сделано величайшее открытие XIX века — обнаружен ледяной берег Антарктиды.

Интернациональные традиции каспийских моряков

Характерно, что уже тогда складывались интернациональные традиции каспийских моряков, портовиков и судоремонтников. Плечом к плечу боролись против царизма русские, азербайджанцы, украинцы, армяне, грузины и представители многих других национальностей.

Цены на авиабилеты в Украине упадут даже без Ryanair – Омелян

Ryanair, даже не зайдя на рынок Украины, начал оказывать на него положительное влияние. Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в интервью "Сегодня".

Флагман нашего ледокольного флота

Еще будучи на ледоколе, я решил, что назову свой репортаж «Ленин» покоряет Арктику». Поделился с начальником радиостанции Виталием Масловым (я жил у него в каюте, и он был моим консультантом и гидом).