Управление реактором стало значительно проще

Атомный ледокол Ленин с

Выход наиболее ответственных параметров за пределы допустимых значений сопровождается звуковой и световой сигнализацией с одновременным миганием тех участков мнемосхемы, в которых возникло отклонение.

Введение обширного комплекса автоматики и средств информации позволило сократить вахтенный персонал и уменьшить эксплуатационные трудозатраты, улучшить характеристики переходных процессов.

В новой установке управление реактором стало значительно проще, так как последний обеспечивает работу на ооновных энергетических уровнях мощности с саморегулированием нейтронной мощности.

Оба режима позволяют наиболее экономично эксплуатировать ЯЭУ без дополнительных перегрузок основного оборудования ППУ.

Радиационный контроль на атомоходе осуществляется с помощью комплексной автоматической системы. Часть датчиков этой системы выполняет роль дозиметрических приборов, а другая — технологических индикаторов излучения, показания которых носят относительный характер и служат для регистрации характеров протекания технологических процессов и контроля состояния активной зоны.

Проведенные измерения в период навигации показали, что в подавляющем большинстве помещений фактические уровни излучения ниже регламентированных.

Испытания новой ЯЭУ подтвердили все заложенные в ее проект характеристики, показали устойчивую и надежную работу на всех режимах. В ледовой обстановке и в других трудных условиях Арктики все оборудование ППУ функционировало безотказно.

Атомный ледокол «Ленин» с новой ППУ тавает уже третий год. За это время он прошел много тысяч миль, большую часть из которых во льдах, н выполнил возложенные на него задачи.

Автоматизация вспомогательного котла типа КВС 30/ПА. Вспомогательные котлы, обеспечивающие производство пара для хозяйственных нужд, подогрева топлива и масла, а также для пожаротушения, широко распространены на флоте. Однако уровень их автоматизации пока отстает от достигнутого для главных двигателей, значительная часть которых оборудована системами дистанционного автоматизированного управления, автоматическими системами контроля, сигнализации и защиты.

 

В Черноморском пароходстве эксплуатируется около двадцати судов типа «Бежица», на которых установлены вспомогательные котлы КВС 30/I1A с системой гидравлической котельной автоматики, разработанной ЦНИИ нм. академика. В ней применено непрерывное регулирование, что позволяет с высокой точностью поддерживать в заданных пределах регулируемые параметры — давление пара, уровень воды и температуру топлива. Имеется защита и сигнализация по максимальному давлению пара, нижнему уровню воды, обрыву факела и вентиляции. Кроме того, есть сигнализация по верхнему уровню воды в котле. Схемы защиты и сигнализации построены на базе гидравлических и электромеханических элементов.