Строятся универсальные сухогрузные суда

Важным направлением технического прогресса в судоходстве

Будет обеспечено строительство контейнеровозов, вмещающих от 40 до 700 двадцатитонных стандартных контейнеров, судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой (типа ро-ро), которые на ряде направлений заменят сухогрузные универсального назначения, нефтерудовозов дедвейтом около 90 тыс. т, танкеров по 150 тыс. т, а также балкеров дедвейтом 32 и 50 тыс. т, лесовозов-пакетовозов от 3,5 до 11 тыс. т, специализированного флота для перевозки жидких химических грузов и скоропортящихся пищевых продуктов, тяжеловесных грузов и оборудования. Строящиеся универсальные сухогрузные суда будут модифицированы в соответствии с конкретными условиями перевозок на определенных направлениях.

Программа предусматривает рост грузоподъемности судов, приспособление грузовых помещений и устройств для их скоростной погрузки и разгрузки, повышение скорости хода, совершенствование энергетических установок, автоматизацию производственных процессов, улучшение качества судов и их оборудования.

Определено, что средний дедвейт балкеров увеличится до 18 тыс. т. По существу в текущем пятилетии должен быть создан новый флот для перевозки навалочных грузов, состоящий в основном из судов средней и большой грузоподъемности. Дедвейт большей части универсальных сухогрузных судов по-прежнему будет 12—14 тыс. т. Средний дедвейт их, а также лесовозов возрастет с 6,5 тыс. т в 1970 г. до 7,2 тыс. т к началу 1976 г.

Важным направлением технического прогресса в судоходстве явится дальнейшее повышение скорости судов, которое намечено осуществить благодаря увеличению мощности в экономически оправданных пределах, улучшению пропуль-сивных качеств судовых корпусов и винторулевых комплексов. В среднем скорости сухогрузов и танкеров к 1976 г. возрастут примерно на 8%.

 

В составе флота в 1975 г. удельный вес теплоходов по мощности достигнет примерно 90%, паротурбоходов — 10%. Будут улучшаться рабочие процессы, тепловые схемы, комплектация и компоновка оборудования судовых, дизельных и паротурбинных установок. Намечено продолжить работы по применению газотурбинных и других установок на судах отдельных типов. Большинство новых судов оборудовано автоматизированными навигационными комплексами, системами дистанционного управления главными двигателями, пультами непрерывного контроля, что позволит сократить на них штат судовых экипажей на 10—15%.