Двухгодичный опыт работы курсов на радиолокационном тренажере Балтийского пароходства свидетельствует о том, что нужно обратить внимание всех судоводителей на качество начальной оценки ситуации при ведении радиолокационного наблюдения. Чтобы помочь им четко, целенаправленно оценивать начальную ситуацию, предлагается систематизированная схема всех случаев перемещения эхо-сигналов по ЛОДам. Она состоит из трех основных групп.
Наблюдается эхо-сигнал обгоняющего судна, следующего курсом, одинаковым с нашим, но с большей скоростью. Пеленг меняется к носу. Особенность случая. Изменение направления ЛОДа связано только с поворотом наблюдаемого либо нашего судна.
В указанных случаях 1 группы при изменении скорости судном-целью в сторону увеличения или уменьшения — без изменения курса один случай перемещения эхо-сигнала переходит в другой. При этом направление ЛОДа может не меняться. Обнаружение такого маневра возможно только при постоянном определении величины относительной скорости и сравнении ее с собственной.
Вторая группа ЛОД не параллельна курсу собственного судна ЛОД пересекает курс нашего судна. Другое судно пересекает наш курс под определенным углом. ЛОД может проходить под любым углом, пеленг меняется к носу (рис. 5). Уменьшение скорости своего судна приводит к развороту ЛОДа от центра экрана и увеличению Д.
Судно-цель является потенциально опасным. Степень опасности может возрасти при выполнении им некоторых маневров: при уменьшении скорости судном-целью. Линия относительного движения не параллельна курсу нашего судна. Линия относительного движения отсутствует.
В схемах показаны случаи Векторного треугольника скоростей прямого построения. Условные обозначения: Vom-относительная скорость VH -скорость нашего судна. Vn -скорость су дна-цели La-угол отворота. ЛОд-линия относительн. движения ЛООд-линия ожидаемого относительного движения разворачивается к центру экрана. Особенно неблагоприятная ситуация складывается при последовательном уменьшении скорости. ЛОД постепенно разворачивается к центру экрана — линейная опасность возрастает. Необходимо предвидеть и возможность остановки судна-цели по курсу или близко от курса нашего судна. В указанном случае относительная скорость изменяется, приближаясь к величине скорости нашего судна.