Вычислительный центр судна с помощью ЭВМ «Минск-22» выполняет непрерывную обработку наблюдений, которые при участии мощной радиоаппаратуры передаются из любой точки океана в научные центры страны.
Два судна этой серии — «Академик Королев» и «Академик Ширшов» работают на Дальневосточном бассейне, два других — «Профессор Визе» и «Профессор Зубов», помимо научных исследований в Атлантическом океане, обеспечивают доставку на 6-й континент участников советских антарктических экспедиций.
В ноябре прошлого года Главгидрометслужба приняла последнее из девяти судов погоды типа «Пассат», построенных по нашему проекту в Польской Народной Республике. Водоизмещение каждого из них около 4200 т, мощность силовой установки 4800 л. с., скорость хода 15 узлов. Состав научной аппаратуры и специального оборудования на этих судах примерно такой же, как и на теплоходах типа «Профессор Визе». Помимо указанных, Главгидрометслужба располагает менее крупными судами, осуществляющими экспедиционные работы в морях.
В ближайшее время намечается дальнейшее пополнение флота гидрометслужбы научно-исследовательским судном для обеспечения работы постоянно действующих станций и обсерваторий в Антарктике, а также серией судов погоды небольшого тоннажа, которые должны заменить устаревшие суда типа СРТ.
При плавании на фарватерах и в узкостях в практике судовождения широко используется метод ориентировки по одному предмету, нанесенному на карту и обнаруженному визуально или с помощью радиотехнических средств.
Простейшим примером такого плавания является выход судна на осевой или поворотный буй. Обычно в этом случае рулевому задается курс, совпадающий с пеленгом ориентира. Многие судоводители при обнаруже нин сноса судна с оси фарватера или линии заданного пути производят корректировку курса так, чтобы ориентир был все время прямо по носу.
Это приводит к тому, что судно перемещается по траектории (кривой погони) с боковым уклонением от линии заданного пути в сторону течения или ветра.