Состав научной аппаратуры и специального оборудования

Вычислительный центр судна с помощью ЭВМ «Минск-22» выполняет непрерывную обработку наблюдений, которые при участии мощной радиоаппаратуры передаются из любой точки океана в научные центры страны.

Два судна этой серии — «Академик Королев» и «Академик Ширшов» работают на Дальневосточном бассейне, два других — «Профессор Визе» и «Профессор Зубов», помимо научных исследований в Атлантическом океане, обеспечивают доставку на 6-й континент участников советских антарктических экспедиций.

В ноябре прошлого года Главгидрометслужба приняла последнее из девяти судов погоды типа «Пассат», построенных по нашему проекту в Польской Народной Республике. Водоизмещение каждого из них около 4200 т, мощность силовой установки 4800 л. с., скорость хода 15 узлов. Состав научной аппаратуры и специального оборудования на этих судах примерно такой же, как и на теплоходах типа «Профессор Визе». Помимо указанных, Главгидрометслужба располагает менее крупными судами, осуществляющими экспедиционные работы в морях.

В ближайшее время намечается дальнейшее пополнение флота гидрометслужбы научно-исследовательским судном для обеспечения работы постоянно действующих станций и обсерваторий в Антарктике, а также серией судов погоды небольшого тоннажа, которые должны заменить устаревшие суда типа СРТ.

При плавании на фарватерах и в узкостях в практике судовождения широко используется метод ориентировки по одному предмету, нанесенному на карту и обнаруженному визуально или с помощью радиотехнических средств.

Простейшим примером такого плавания является выход судна на осевой или поворотный буй. Обычно в этом случае рулевому задается курс, совпадающий с пеленгом ориентира. Многие судоводители при обнаруже нин сноса судна с оси фарватера или линии заданного пути производят корректировку курса так, чтобы ориентир был все время прямо по носу.

 

Это приводит к тому, что судно перемещается по траектории (кривой погони) с боковым уклонением от линии заданного пути в сторону течения или ветра.

Читайте также

Научно исследовательские суда гидрометслужбы

70-е годы нашего столетия можно без преувеличения назвать десятилетием интенсивного наступления человека на Мировой океан и значительного расширения научных исследований в нем.

В последние годы стала особенно актуальной проблема загрязнения Мирового океана. В ее изучении и других упомянутых работах активное участие принимают и научно-исследовательские суда гидрометслужбы.

Значительное влияние на показатели работы судна

Влияние обрастания различных частей корпуса и винторулевой группы на скоростные показатели судна неодинаково. Известно, что толщины пограничного слоя и ламинарного подслоя в носу судна минимальные и увеличиваются к корме. Если обрастатели выступают за толщину ламинарного подслоя, то они разрушают его, делая турбулентным, и сопротивление движению судна возрастает.

Для оценки величины Дб max СО

Величина наибольшего бокового смещения Абтах прямо пропорциональна расстоянию D от точки максимального смещения судна до ориентира и синусу курсового угла течения qr в начальной точке движения и обратно пропорционально отношению скорости судна к скорости течения m= Т7.

Трудно переоценить значение гидрометеорологических исследований

Быстрый рост торгового и рыбопромыслового флотов нашей страны, расширение районов плавания и рыбного промысла выдвинули новые повышенные требования к гидрометеорологическому обеспечению. Теперь, помимо обычного прогнозирования погоды, гидрометслужбой осуществляются проводки транспортных судов по наивыгоднейшим погодным маршрутам, спецобслуживание океанских буксировок крупных объектов и др.