Неточные расчеты-причина недогруза. В настоящее время в общем объеме морских международных перевозок пиломатериалы составляют более 4%. Мировой спрос на них достигнет, по оценке специалистов, 430 млн. м3. Одно из ведущих мест в экспорте пиломатериалов хвойных пород принадлежит нам.
Все это уже сейчас предъявляет повышенные требования к транспорту, где на первый план выступают проблемы комплексного использования грузовместимости и грузоподъемности, определения оптимальной остойчивости на момент окончания погрузки, при переходе морем и при заходе в порт назначения.
Изучение аварий судов с грузом пилолеса, происшедших из-за потери остойчивости, показало, что их причиной было неправильное использование балластных танков, подвижка палубного каравана, плохая композиция и укладка грузов, неверный выбор и расчет критериев остойчивости, а также ошибки в управлении судном.
Многие судоводители, оценивая остойчивость, ограничиваются определением начальной поперечной метацентрической высоты. Но такая оценка не полностью отвечает требованиям Регистра.
Анализ показал, что, произведя грубые подсчеты, капитаны судов, боясь потерять остойчивость, уходили из порта с необоснованно большим недогрузом леса. Все это приводило к потере тоннажа и фрахта. Так, например, потеря фрахта из-за недогруза теплохода «Яналес» за 12 рейсов составила 8855 руб.
Если предположить, что ежегодный экспорт пиломатериалов составляет около 1,7 млн. стандартов, то потеря фрахта только по указанной причине составит более 1 млн. руб.
По Правилам Регистра СССР расчет остойчивости должен выполняться с учетом следующих критериев: отношения минимального опрокидывающего момента к моменту кренящему; максимальных плеч остойчивости; углов крена при максимальных плечах диаграммы статической остойчивости; углов заката диаграммы статической остойчивости.
Для иллюстрации произведем перерасчет остойчивости и количества груза, которое можно было погрузить на теплоход «Яналес».