Большие эксплуатационные резервы

Повышаем провозную способность судна, часть 1

Третий год трудится экипаж на перевозке экспортного леса. Начиная регулярную работу на лесной линии — порты Дальнего Востока — Япония, в первом рейсе теплоход в Ванино взял на борт 8380 кубометров леса. Это был далеко не предел. Мы тогда еще поняли, что судно имеет большие эксплуатационные резервы. Уже во втором рейсе нз Находки в Ивакуии иа судне была рекордная по тому времени загрузка 6840 кубометров! Нам не пришлось, как говорят «открывать Америку», поскольку уже существовал немалый опыт перевозки леса теплоходами «Березиналес», «Ураллес», «Шадринск» и др. Мы поставили перед собой задачу изыскать неиспользованные возможности лесовоза.

Второй помощник капитана уделял большое внимание проведению специальных занятий с командным и рядовым составом по изучению передового опыта. Одновременно развернулась борьба за повышение провозной способности теплохода.

Одни из конструктивных недостатков судов типа «Волголес» при перевозке леса — слабый фальшборт. На некоторых судах подкрепили фальшборт, усилили контрфорсы, палубные стрингеры. На теплоходе «Электросталь» эта проблема была решена лишь частично — при крене нагрузка на фальшборт уменьшилась за счет передачи ее доли на противоположный фальшборт посредством найтовов, проведенных между стальными стойками обоих бортов (на каждом по 14 штук). Систему стационарных стоек спроектировала кафедра конструкции корпусов судов Дальневосточного политехнического института им. Куйбышева. Установка стоек позволила не только повысить надежность формирования и крепления каравана леса на палубе, но и значительно сократить время стоянки судна в порту погрузки.

Особое внимание в борьбе за повышение провозной способности судна мы уделили деятельности палубной команды. Трюмные матросы, соревнуясь между собой, старались достигнуть лучших результатов в укладке леса как в трюмах, так н иа палубе, налаживая непосредственный контакт с бригадами грузчиков. В результате производственный план был перевыполнен.

Большой размах получило на судне рационализаторское движение. В поиск резервов производства включились все моряки. Начали, казалось бы, с малого — с небольшого рыма, который приварили по предложению боцмана. Несложное устройство позволило быстрее ставить и убирать трапы. Затем на рострах установили специальные кронштейны: облегчилась работа с талрепами при креплении леса. По предложению старшего помощника перенесли трюмные запасные трапы: освободилась значительная кубатура под погрузку. Второй помощник и боцман предложили схему для улучшения качества загрузки подпалубного пространства. Старший механик и третий механик изменили схему трубопроводов, что дало возможность использовать для питания котла 1,5-кубометровый сточный танк, не распрессовывая пятые танки на ходу, и тем самым сохранять лучшую остойчивость. Затем изменили штатное крепление каравана (усилив его), провели по три найтова от комингсов каждого люка, на каждую деревянную стойку, установили по две внутренние стяжки. Отработали схему балластировки и запасов топлива: танки № 1, 2, 3, 4, 10 бортовые — под балласт, № 5, 12 и ахтерпик — для пресной воды; дизельное топливо в № 10 центральный и № 7 (правый), № 9 — для мазута. Питьевые цистерны заполнялись под пресс, а в ахтерпик принимали около 30 тонн, танк № 11 резервный (на переходе в нормальных условиях оставался порожним). Расходная дизельная цистерна пополни лась из 7-го правого. В 9-й танк принимали мазут, оставляя пустоты лишь 10—15 кубометров на случай выравнивания крена.

Предстояло провести большую воспитательную работу в экипаже. Нужно было изжить ранее бытовавшее среди некоторых моряков чувство самоуспокоенности, удовлетворенности достигнутым, вызвать инициативу, стремление к поиску, нетерпимость к недостаткам. Требовался иной подход в решении проблем лесных перевозок.

С помощью общественных организаций нам удалось поднять роль командиров как воспитателей, лучше организовать внутрисудовое соревнование, превратив его в один из действенных рычагов повышения эффективности производства, пробудить заинтересованность всех членов экипажа в улучшении результатов работы, повысить их ответственность за порученное дело. В связи с этим серьезное внимание уделили подбору кадров.

Читайте также

Какими бы ни были

Далее разговор зашел о материальной заинтересованности в результатах своего труда. Цифра, которую привел пропагандист, заставила моряков по-новому взглянуть на свою работу, на отношение к ней. Более 10 тысяч рублей в течение 1971 года было выплачено экипажу из фонда материального поощрения и по итогам социалистического соревнования.

Экономическое образование экипажа на теплоходе Электросталь

На всех судах производится очистка наружных поверхностей нагрева котлов паровым методом со щелочными присадками. Эго позволяет повысить эффективность использования топлива и улучшает условия труда экипажа.

На судах «Луцк», «Лозовая», «Люберцы» осуществляется химическая очистка внутренних поверхностей поршней главных двигателей.

Бывший старший механик судов Дальневосточного пароходства

Остро критикуя нарушения формы, читатели предлагают различные меры для их предупреждения. Помимо указанных выше, В. Фролов советует ввести на судах и в береговых организациях красочные плакаты, посвященные форменной одежде и порядку ее ношения. Ветеран флота Э.