Веками по древнему Хазару шли торговые пути

Караваны идут к некогда

Наше Каспийское пароходство — это детище Советской власти. Веками по древнему Хазару шли торговые пути. Его воды бороздили первый в мире теплоход, первый танкер с металлическим корпусом. На Каспии — первые люди социалистического уклада в дружной интернациональной семье строят свое светлое будущее — молодость древнего Хазара.

Весной 1920 года сразу после освобождения Иркутска от колчаковцев при Иркутском управлении водного транспорта создали Усть-Ленскую гидрографическую экспедицию, которую возглавил Ф. Матисен. Это была одна из первых советских научных экспедиций на Крайнем Севере, положившая начало комплексному исследованию Северного морского пути. Обследовав главную судоходную Быковскую протоку, залив Неелова, открыв Согинское месторождение угля, экспедиция завершила свою работу уже под руководством Н. Евгенова.

Матисен в 1921 году ездил в ответственную командировку в Дальневосточную республику, готовился к поездке в Петроград с докладом о проделанной работе.

Прошли годы. И по-прежнему манят вдаль к неизведанному шпицбергеновские горы Матисена. Повторяя славный путь легендарной, но одинокой «Зари», идут караваны судов проливом Матисена. Идут мимо мыса Матисена на севере острова Подкова в шхерах Минина, названного так совсем недавно советскими гидрографами, продолжающими исследование Арктики. Караваны идут к некогда пустынным берегам дельты Лены, где, как сбывшаяся мечта Ф. Матисена, раскинулся большой торговый порт Тикси.

Вскоре здание было уничтожено пожаром. Но через некоторое время строится новое, лучше прежнего. Популярность библиотеки растет. Она становится излюбленным местом по сещения и занятий моряков.

 

Во время обороны Севастополя 1851—1855 гг. библиотека была разрушена артиллерийским огнем противника. Книжный фонд эвакуировали в Николаев под руководством капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова, будущего известного адмирала русского флота.